Роль когнитивной лингвистики в Казахстане: концептуализация и категоризация

Авторы

  • G. Sharipova Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы
  • D. Karagoishiyeva Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v193.i1.ph8

Аннотация

Испокон веков, человек глубоко взаимодействуя и контактируя с окружающей средой и обществом, выстраивает и складывает свое некое представление о мире, формируя лингвистическую модель понимания и осмысления мира, которое именуется картиной мира. Картина мира является одной из составляющей дефиницией, которая описывает человеческое бытие, глобальный образ мира и определенное видение мира в соответствии с логикой миропонимания. Познавая мир, человек учится отображать и также воспринимать в сознании позиции отражающего субъекта, что приводит к осмыслению и возникновению языковой модели мира, в частности языковой картины мира. Приобретая опыт, трансформирует его в определенные концепты, которые, логически связываясь между собой, образуют концептуальную систему; она конструируется, модифицируется и уточняется человеком непрерывно. Это объясняется таким свойством концепта, как способность к изменчивости в сознании. Концепты, оказываясь частью системы, попадают под влияние других концептов и сами видоизменяются. Изменяется со временем и число концептов, и объем их содержания. Данная статья рассматривает ряд лингвистических концептов, которые были обусловлены и сформированы при взаимодействии языка и культуры азиатского лингвокультурного сообщества, в которой репрезентируется национально-культурное миропонимание и мировидение, в целом, поскольку каждая цивилизация и социальное общество характеризуется своим уникальным способом восприятия мира.

Ключевые слова: картина мира, концепт, концептуализация, категоризация, метафора, процесс метафоризации.

Загрузки

Опубликован

2024-03-19