Просодические особенности устного академического дискурса

Авторы

  • Г. Искакова Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0003-3567-1712
  • Д. Карагойшиева Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-8814-8768

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh202519827
        25 0

Аннотация

Глобализация создает множество языковых ситуаций, которые оказывают влияние на повышение роли многоязычия. Этот процесс не обошел стороной и общество Казахстана, страны, которая является одной из самых многонациональных в мире, и которая практикует программу трехъязычного образования в стране (казахский, русский и английский языки). Это не только подчеркнуло роль английского языка в системе образования страны, но и укрепило статус государственного языка, казахского языка с целью сохранения национальной идентичности. Для того чтобы оценить влияние английского языка как лингва франка на академический родной язык, необходимо иметь подробное описание казахского академического дискурса. Этот вопрос привел к определению цели данного исследования как вклада во всестороннее изучение казахского академического дискурса и его просодических особенностей.

В этом исследовании мы сосредоточимся на выявлении и описании просодических особенностей лекций, проводимых на казахском языке. Наш анализ основан на корпусе из 300 тысяч слов, состоящем как из шести длинных, так и из четырех кратких лекций на казахском языке. С помощью программы PRAAT были изучены различия в тональности при типах взаимодействия, характерных для академического дискурса: виды вопросов. Эти особенности академического дискурса были отобраны и проанализированы с помощью PRAAT. Были выявлены типичные просодические особенности казахских лекций.

Наиболее часто используемым типом взаимодействия на лекциях были (риторические) вопросы, в частности вопрос-ответ на вопрос. Здесь тон меняется в зависимости от типа и намерений лектора.

Ключевые слова: академический дискурс, лекция, казахский язык, просодия, типы взаимодействия

Биографии авторов

Г. Искакова, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Искакова Гульназ Нурдилдаевнамагистр, старший преподаватель, КазНУ имени аль-Фараби (г. Алматы қ., Казахстан, e-mail: gulnaz_iskakova@mail.ru);

Д. Карагойшиева, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Карагойшиева Данель Алмасбековна – кандидат филологических наук, старший преподаватель, КазНУ имени аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан, e-mail: karagoishiyeva.daneliya@gmail.com).

Загрузки

Как цитировать

Искакова G., & Карагойшиева D. (2025). Просодические особенности устного академического дискурса. Eurasian Journal of Philology Science and Education, 198(2), 76–86. https://doi.org/10.26577/EJPh202519827