Жанровый состав и традиция письменности огузского эпоса

Авторы

  • Х. С. Агаверди Институт фольклора Национальной Академии

Ключевые слова:

Тюрк, огуз, эпос, жанр, традиция, битик, наме, китаб.

Аннотация

Огузы как одним из тюркских народов создали огромную культуру в древности и ранние средневековье. Имеются предположения о существовании у огузов эпических образцов в устной традиции в период первого тысячелетия до н.э. Эти образцы, которые существовали в устной традиции перешли в письменную традицию или же были записаны в разных памятниках в период VI-XVI вв. Устные народные творчества огузов оставили свои следы на орхоно-енисейских рунических памятниках. Огузский эпос содержит в себя лирические образцы как «сойлама» и «бойлама», эпические образцы как «отюк», «бой», паремиологические образцы как «аталар созу» (пословицы), «алкышы» (богославление), «гаргышы» (проклятие), «ойгулер» (хвалы). Образцы огузского эпоса сохранились до нашего времени в рунических письменных памятниках «битик» и на памятниках арабского письма в «наме» и «китаб». В данной статье исследуется жанровый состав огузского эпоса и его связь с письменной традиции.

Библиографические ссылки

1 1.Федотов М.Р. О некоторых огузских чертах чувашского языка // Советская Тюркология. – Баку: Коммунист, 1977. – №I. – С. 25-32.
2 2.Малов Е. Памятники древнетюркской письменности. – М.-Л.: Изд.-во АН, 1951. – 452 c.
3 3.Бартольд В.В. Сочинения. – V. T. – М.: Наука, 1968. – 757 c.
4 4.Сумер Ф. Огузлар., – Bakı: Язычы, 1992. – 432 s.
5 5.Жирмунский В.М. Огузский героический эпос и «Книга Коргута». В.В. Бартольд. Книга моего Деда Коргута. – Баку:
ЙНЕ «XXI», 1999. – С. 136-255.
6 6.Якубовский А.Ю. «Китаби Коркуд» и его значение для изучения туркменского общества в эпоху раннего средневековья.
Бартольд В.В. Книга моего деда Коркута». – Баку: ЙНЕ «XXI», 1999. – С. 127-135.
7 7.Köprülü M.F. Tür k Edebiyatında İlk Mutasavvıflar. – İstanbul: Alfa Yayıncılık, 2014. – 560 s.
8 8.Bayat F. Oquz epik ənənəsi və Oquz Kaqan dastanı. – Bakı: Sabah, 1993. – 194 s.
9 9.Китаби Дэдэ Горгуд. – Баку: Язычы, 1988. – 263 s.
10 10.Бартолд В.В. Книга моего деда Коргута. – Баку: ЙНЕ «XXI», 1999. – 320 с.
11 11.Xəlil A., Rzasoy S. Epik ziddiyyət. Kitabi-Dədə Qorqud ensiklopediyası. – Bakı: YNE, 2000. – C. 94.
12 12.Xəlil A. Dədə Qorqud kitabında arxaik ritualla bağlı motivlər. Dədə Qorqud» toplusu, – Bakı: Səda, 2004. – S. 44-48.
13 13.Xəlil A. Kitabi-Dədə Qorqudun semiotikası. Türk dastanları türk xalqlarının ədəbi salnaməsidir. Beynəlxalq Konfrans. Qafqaz
Universiteti. – Bakı: Qafqaz Universiteti nəşriyatı, 2004. – S. 268-270.
14 14.Фазлаллах рашид ад-дин. Огуз-наме. – Баку: Элм, 1987. – 128 c.
15 15.Абулгази Бахадыр хан. Шеджерейи-Теракиме. – Баку: Азербайджан Милли Энсиклопедиясы, 2002. – 146 c.
16 16.Дивани лугаг-ит-турк. – B. Atalayın nəşri. Ankara, TDK, 1992, – I c., 530 s.; II c., 366 s.; III c., 462 s.
17 17.Древнетюркский словарь. – Л.: Наука, 1969. – 676 c.
18 18.Габен фон А.. Культура письма и печатания у древних тюрков. Зарубежная тюркология. – М.: Наука, 1986. – C.  171-
191.
19 19.Бомбачи А. Тюркская литература. Введение в историю и стиль. Зарубежная тюркология. – М.: Наука, 1986. – C.  191-
293.

Загрузки