Концепция игры в британском постмодернистском романе (в контексте идейно-культурологической типологии романа)
Аннотация
Концепция игры, определившая культуру ХХ века, прошла длительный путь – от древних
времен до современности. Еще Платон, а после Аристотель высказывались о познавательном
характере игры, считали ее основным признаком подражания (мимесиса). Игра как культурное
событие и одна из частей культуры была в центре внимания представителей немецкого
романтизма, предпринимавших попытки определить ее научные основы. В начале ХХ века
Йохан Хёйзинга в своем произведении «Homo Ludens» выдвинул «игровую концепцию культуры»,
оценил «играющего человека» как культурный феномен. «Игровая концепция» Й. Хёйзинги нашла
отражение в эстетической мысли постмодернизма, в частности, в постмодернистских дискурсах
Р. Барта, Ж. Делёза, Ю. Кристевой, Ж. Бодрийяра.
В постмодернистской прозе игра с текстом, игра в текст, метаязыковая игра, карнавальностьтрикстер опираются именно на «игровую концепцию культуры». Мысль о наличии не единого,
а множества центров упрощает «серьезность» рассматриваемого нами прошлого, исторический
герой превращается в обычного человека и подвергается тотальной иронии. Если отсутствует
абсолютная истина, если истина многосторонняя, прошлое как понятие перестает быть примером
для подражания – вот исходящая из этого идея. Переставшее быть примером, «исторгнутое»
из серьезности прошлое превращается в вымысел. Вымысел же может стать материалом для
игры. Граница серьезных истин, которым на протяжении длительного периода времени люди
почти что поклонялись, проходит сквозь их душу и интеллект, разрушение границы приближает
серьезность к вымыслу. Целью превращения чего-либо в элемент «игры» является обнаружение
сокрытых в его глубинах моментах. Писатели-постмодернисты, приводящие в качестве доводов
не объективность, а субъективность человеческих мыслей, смеются над объективностью,
высмеивают ее серьезность и именно поэтому превращают ее в элемент «игры»