Звукопись как прием языковой игры в детских произведениях К.И. Чуковского
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2019.v174.i2.ph18Аннотация
Как известно, художественный текст представляет собой сложную структуру многообразно
соотносящихся и различающихся по своим качествам элементов. Все эти элементы, формирующие
информационно-коммуникативные качества, «работают» непосредственно на план содержания.
Выявление лингвостилистических особенностей художественного произведения способствует
более глубокому проникновению в содержание художественного произведения. Актуальность
исследования связана с повышенным интересом современной лингвистики к вопросам речевой
организации художественного текста. Цель данной статьи заключается в выявлении ведущих
приемов речевой образности в детских произведениях К.И. Чуковского, выступающих в качестве
стилеобразующих и текстообразующих компонентов, а также в качестве средств создания
языковой игры.
Несмотря на природную ограниченность фонетических приемов языковой игры, тем
не менее, К.И. Чуковский умело использует все возможности фонетического строя русского
языка, приводящие к языковой игре. В процессе лингвостилистического анализа были выявлены
разнообразные фонетические приемы создания выразительности: аллитерация, ассонация,
эпифора, анафора, ономатопея. Использование этого арсенала изобразительно-выразительных
средств делает язык произведений К.И. Чуковского эмоциональным, легко запоминающимся,
понятным для читателей, придает его текстам динамику и выразительность. Проведенное
исследование значимо тем, что в нем решаются вопросы современной теории языкознания,
вопросы лингвостилистического анализа стихотворного текста, выявляются способы создания
языковой игры в детских произведениях. Результаты могут быть применены для дальнейших
теоретических исследований в области лингвостилистики, а также при преподавании дисциплин,
связанных с изучением художественного текста и дискурса.