Манипуляция как нетрансакционная перлокуция
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v194.i2.ph05Аннотация
В современном информационном обществе доступ к информации и средствам коммуникации стал более легким и широкодоступным, что создает более уязвимую среду для манипуляции. В данной статье рассматривается феномен манипуляции (манипулировать) как нетрансакционная перлокуция. Методология исследования включает контент-анализ литературы, определение ключевых понятий, контекстуальный анализ для определения особенностей манипуляции как нетрансакционной перлокуции. Манипуляция нами рассматривается как перлокуция в совершение которой приниматель якобы не может принимать участие (в отличие от таких перлокуций, как убедить или очаровать). Раскрываются понятия уговаривание, манипуляция и зомбирование и сравнивается их употребление в медиадискурсе со средневековыми выражениями прельсти и омрачить. Роль бесов, которые в средневековых текстах влияют на людей таким образом, что они не могут освободиться от силы зла, сегодня отчасти прописывается СМИ и Интернету. Однако утверждение власти медиа не должно служить оправданием злых чувств, убеждений и поступков реципиентов. Манипуляция может быть заблокирована реципиентом, если он самокритично спрашивает себя, приводит ли влияние его медиапотребления к злу. Раскрытие данных вопросов позволит более глубоко осмыслить природу манипуляции как нетрансакционной перлокуции и ближе подойти к решению вопросов продвижения медиаграмотности как инструмента противодействия манипулированию, разработать практические рекомендации для улучшения общественной безопасности и эффективности коммуникации.
Ключевые слова: манипуляция, перлокуция, трансакционность, зомбирование, средневековье, медиаграмотность.