Тематические группы слов как инструменты управления учебным процессом

  • R. T. Kassymova Казахский национальный университет

Аннотация

В статье рассматриваются тематические связи слов, которые слу­ жат отражением общих принципов классификации явлений действи­ тельности, формирующиеся в сознании человека в познавательной деятельности. Отмечается, что в основе тематической группировки слов лежит не только предметный ряд и обозначение, но и осмысле­ ние предметов и понятий о предметах в ходе предметной и/или поз­ навательной деятельности обучаемого т.е. осмысленная сознанием реальность. Так как все виды семантических связей между лексема­ ми служат важнейшим принципом организации словаря в сознании человека, то знание обучаемым тематической группы слов как ком­ понента языкового знания о мире позволяет ему осмысливать дей­ ствительность, представление о действительности, выраженное в понятийных категориях (Аристотель), которые могут быть более или менее дробными.

Литература

1 1.Бенвенист Э. Общая лингвистика. Пер. с фр. / Общ. ред., вступит. ст. и коммент. Ю.С. Степанова. – Изд. 2-е, стереотипное.
– М.: Едиториал УРСС, 2002. – 448 с.
2 2.Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. – М.: Наука, 1976. – 355 с.
3 3.Колесов В.В. Язык и ментальность. – СПб.: Петербургское востоковедение. – 2004. – 240 с.
4 4.Лакофф Дж. Лингвистические гештальты // НЗЛ. Вып. Х. Лингвистическая семантика. – М.: Прогресс, 1981. – С.  350-368.
5 5.Лурия А.Р. Речь и мышление: М-лы к курсу лекций по общей психологии. Вып. 4. – М.: Изд-во МГУ, 1975. – 120 с.
6 6.Морковкин В.В. Идеографические словари и обучение языку // Вопросы учебной лексикографии /Под ред. П.Н.
Денисова и Л.А. Новикова. – М.: Изд-во МГУ, 1969. – С. 72-92.
7 7.Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения. – М.: Высшая школа, 1988. – 168 с.
8 8.Норман Б.Ю. Грамматика говорящего. – СПб: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994. – 230 с.
9 9.Ольшанский И.Г. Когнитивные аспекты лексической многозначности (на м-ле современного немецкого языка) //
Филол.науки. – 1996. – № 5. – С. 85-93.
10 10.Панов М. В.Лингвистика и преподавание русского языка в школе. – М.: Фонд «Развития фундаментальных лингвистических
исследований», 2014. –272 с.; ил.
11 11.Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. – М.: Просвещение, 1978. – 160 с.
12 12.Семантика и категоризация // Р.М. Фрумкина, А.В. Михеев, А.Д. Мостовая, Н.А. Рюмина. – М.: Наука, 1991. – 168  с.
13 13.Сентаготаи Я., Арбиб М. Концептуальные модели нервной системы. – М.: Мир, 1976. – 198 с. с илл.
14 14.Степанов Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения (семиологическая грамматика). – М.: Наука, 1981. – 360 с.
15 15.Шмелев Д.Н. Введение // Способы номинации в современном русском языке. – М.: Наука, 1982. – С. 3-44.

1 1.Benvenist EH. Obshchaya lingvistika. Per. s fr. / Obshch. red., vstupit. st. i komment. YU.S. Stepanova. – Izd. 2-e, stereotipnoe.
– M.: Editorial URSS, 2002. – 448 s.
2 2.Karaulov YU.N. Obshchaya i russkaya ideografiya. – M.: Nauka, 1976. – 355 s.
3 3.Kolesov V.V. YAzyk i mental’nost’. – SPb.: Peterburgskoe vostokovedenie. – 2004. – 240 s.
4 4.Lakoff Dzh. Lingvisticheskie geshtal’ty // NZL. Vyp. H. Lingvisticheskaya semantika. – M.: Progress, 1981. – S. 350-368.
5 5.Luriya A.R. Rech’ i myshlenie: M-ly k kursu lekcij po obshchej psihologii. Vyp. 4. – M.: Izd-vo MGU, 1975. – 120 s.
6 6.Morkovkin V.V. Ideograficheskie slovari i obuchenie yazyku // Voprosy uchebnoj leksikografii /Pod red. P.N. Denisova i
L.A. Novikova. – M.: Izd-vo MGU, 1969. – S. 72-92.
7 7.Nikitin M.V. Osnovy lingvisticheskoj teorii znacheniya. – M.: Vysshaya shkola, 1988. – 168 s.
8 8.Norman B.YU. Grammatika govoryashchego. – SPb: Izd-vo S.-Peterburg. un-ta, 1994. – 230 s.
9 9.Ol’shanskij I.G. Kognitivnye aspekty leksicheskoj mnogoznachnosti (na m-le sovremennogo nemeckogo yazyka) // Filol.
nauki. – 1996. – № 5. – S. 85-93.
10 10.Panov M. V.Lingvistika i prepodavanie russkogo yazyka v shkole. – M.: Fond «Razvitiya fundamental’nyh lingvisticheskih
issledovanij», 2014. –272 s.; il.
11 11.Saharnyj L.V. Kak ustroen nash yazyk. – M.: Prosveshchenie, 1978. – 160 s.
12 12.Semantika i kategorizaciya // R.M. Frumkina, A.V. Miheev, A.D. Mostovaya, N.A. Ryumina. – M.: Nauka, 1991. – 168 s.
13 13.Sentagotai YA., Arbib M. Konceptual’nye modeli nervnoj sistemy. – M.: Mir, 1976. – 198 s. s ill.
14 14.Stepanov YU.S. Imena. Predikaty. Predlozheniya (semiologicheskaya grammatika). – M.: Nauka, 1981. – 360 s.
15 15.SHmelev D.N. Vvedenie // Sposoby nominacii v sovremennom russkom yazyke. – M.: Nauka, 1982. – S. 3-44.
Как цитировать
KASSYMOVA, R. T.. Тематические группы слов как инструменты управления учебным процессом. Евразийский журнал филологии: Наука и Образование, [S.l.], v. 158, n. 6, may 2016. ISSN 2618-0782. Доступно на: <http://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1662>. Дата доступа: 26 mar. 2019
Раздел
Методика преподавания языка и литературы

Ключевые слова

категоризация; гипероним; денотат; тематичес¬ кая группа.