Речевое общение и речевые стратегии

Авторы

  • А. К. Жукенова Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова

Ключевые слова:

речевое общение, речевая стратегия, максимы общения, принцип кооперации, принцип вежливости.

Аннотация

В данной статье рассматриваются теория речевого общения и речевые стратегии. Описаны принцип кооперации и принцип вежливости. Одним из первых содержание этих принципов исследовал Г. П. Грайс. Принцип кооперации реализуется в виде правил или максим, которые определяют нормативность дискурса. Максимы, как их понимает Г. П. Грайс, следует интерпретировать в качестве правил, которые в определённом смысле ограничивают поведение говорящего. Некоторые из этих максим обусловлены социолингвистическими параметрами. Р. Лакофф выдвигает гипотезу, что весь персуазивный дискурс строится на основе нарушения принципа кооперации, говорящие и слушающие отдают себе отчёт в том, что этот принцип не соблюдается. Постулаты Г. П. Грайса в значительной степени ограничены тем, что в лингвистике стали обозначать «категорию вежливости». При модифицировании некоторых максим Г. П. Грайса анализируется косвенное речевое поведение, чтобы определить границы между манипуляцией и косвенными речевыми актами, мотивированные тактом. При анализе речевых стратегий исходной точкой считают коммуникативные цели говорящего. Одним из важных параметров в модели речевой стратегии является наличие установки на кооперацию либо отсутствие данной установки. Согласно данному постулату, речевые стратегии подразделяются на два типа: кооперативные и некооперативные.

Библиографические ссылки

1 1.Тарасова И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором,
но всерьёз. – М.: Прогресс, 1992. – 294 с.
2 2.Якобсон Р. Избранные работы. – М., 1985.
3 3.Wood, R.P. The new communication. – Belmont: California, 1996. – 190 p.
4 4.Трошина Н.Н. Стилистические параметры текстов
массовой коммуникации и реализация коммуникативной
стратегии субъекта речевого воздействия // Речевое
воздействие в сфере массовой коммуникации.– М.: Просвещение, 1990. – С. 62-68.
5 5.Lutz W. Doublespeak. – Harper Perennial, 1990. – 147 p.
6 6.Прозоров В.В. Молва как филологическая проблема
// Жанры речи. – Саратов, 1997. – С. 162-167.
7 7.Демьянков В.З. Конвенции, правила и стратегии
общения (интерпретирующий подход к аргументации)
// Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. – 1982. – Т. 41. – № 4. – С. 327-337.
8 8.Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 16. – М., 1985. – С. 46.
9 9.Lakoff R.T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples of advertising. In Tannen, D. (Ed.) Analysing Discourse: text and Talk. – Georgetown University Press, 1982. – Р. 25-42.
10 10.Brown P, Levinson S. Politeness: Some Universals in Language Usage. – Cambridge: University Press, 1987.
11 11.Tannen, D. That’s not what I meant! How conversational style makes or breaks your relations with others. William Morrow and Company Inc. – New York, 1986.
12 12.Yokoyama O.T. Disbelieve, Lies and Manipulation in a Transactional Discourse Model // Argumentation. – 1988. – Р. 2-151.
13 13.Арутюнова Н.Д. Феномен второй реплики или о пользе спора // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. – Вып. 3. – М., 1990. – С. 175-189.
14 14.Рытникова Я.Т. Семейная беседа: обоснование
и риторическая интерпретация жанра: автореф. …канд. филол. наук.
– Екатеринбург, 1996. – 24 с.
15 15.Германова Н.Н. Коммуникативная стратегия
комплимента и проблемы типологии речевых этикетов
// Язык и модель мира: сб. научн. трудов. – Вып. 416. – М., 1993. – С. 27-39.

1 1.Tarasova I.P. Rechevoe obschenie, tolkuemoe s yumorom, no vser’ez. – M.: Progress, 1992. – 294 s.
2 2.Yakobson R. Izbrannye raboty. – M., 1985.
3 3.Wood, R.P. The new communication. – Belmont: California, 1996. – 190 p.
44.Troshina N.N. Stilisticheskie parametry tekstov massovoy kommunikatsii i realizatsiya kommunikativnoy strategii subekta rechevogo vozdeystviya // Rechevoe vozdeystvie v sfere massovoy kommunikatsii. – M.: Prosveschenie, 1990. – S. 62-68.
5 5.Lutz W. Doublespeak. – Harper Perennial, 1990. – 147 p.
6 6.Prozorov V.V. Molva kak filologicheskaya problema // Zhanry rechi. – Saratov, 1997. – S. 162-167.
7 7.Dem’yankov V.Z. Konventsii, pravila i strategii obscheniya (interpretiruyuschiy podhod k argumentatsii) // Izvestiya AN SSSR. Ser. lit. i yaz. – 1982. – T. 41. – № 4. – S. 327-337.
8 8.Grays P. Logika i rechevoe obschenie // Novoe v zarubezhnoy lingvistike. – Vyp. 16. – M., 1985. – S. 46.
9 9.Lakoff R.T. Persuasive discourse and ordinary conversation, with examples of advertising. In Tannen, D. (Ed.) Analysing Discourse: text and Talk. – Georgetown University Press, 1982. – R. 25-42.
10 10.Brown P, Levinson S. Politeness: Some Universals in Language Usage. – Cambridge: University Press, 1987.
11 11.Tannen, D. That’s not what I meant! How conversational style makes or breaks your relations with others. William Morrow and Company Inc. – New York, 1986.
12 12.Yokoyama O.T. Disbelieve, Lies and Manipulation in a Transactional Discourse Model // Argumentation. – 1988. – R. 2-151.
13 13.Arutyunova N.D. Fenomen vtoroy repliki ili o pol’ze spora // Logicheskiy analiz yazyka. Protivorechivost’ i anomal’nost’ teksta. – Vyp. 3. – M., 1990. – S. 175-189.
14 14.Rytnikova Ya.T. Semeynaya beseda: obosnovanie i ritoricheskaya interpretatsiya zhanra: avtoref. …kand. filol. nauk. – Ekaterinburg, 1996. – 24 s.
15 15.Germanova N.N. Kommunikativnaya strategiya komplimenta i problemy tipologii rechevyh etiketov // Yazyk i model’ mira: sb. nauchn. trudov. – Vyp. 416. – M., 1993. – S. 27-39.

Загрузки