Заголовок как объект лингвистического исследования

Авторы

  • А. Т. Даутова Казахский национальный университет имени аль-Фараби
        269 81

Ключевые слова:

текст, газетный заголовок, публицистический стиль, газетная публицистика, стилистические и жанровые приемы.

Аннотация

В статье исследуется феномен газетного заголовка на материале английских газет, выявляется классификация ‘английских’ заголовков, основные функции английских заголовков в современной газетной публицистике, рассматриваются стилистические и прагматические особенности заголовков, а также стилистические и жанровые приемы оформления газетной статьи. Ведь первое, с чем сталкивается читатель газеты – это заголовки газетных публикаций, которые являются первым сигналом, побуждающим прочитать газетный материал. Важность заголовка в плане воздействия на читателя определяется тем, что данный элемент текста занимает сильную позицию. С точки зрения психолингвистики, заголовку, как набору ключевых слов, отводится роль «смысловых вех», сопутствующих пониманию текста с включением эмоционально-оценочного компонента и пробуждению читательского интереса к публикуемому материалу.
Актуальность изучения структуры газетных заголовков обусловлена следующими причинами:
1) возрастающей ролью данного феномена в современном обществе и теми радикальными изменениями, которые он претерпел в последние десятилетия;
2) повышением прагматической значимости заголовка в условиях современной масс-медийной коммуникации;
3) недостаточной изученностью многих специфических черт данного феномена.

Библиографические ссылки

1 1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского
языка: в 4 т. – Спб., 1863-1866.
2 2.Қожабекова Р.Т. Баспасөз бетіндегі тақырыптардың
фразеологиялану ерекшелігі. Филология ғылымд. кандидаты ғылыми дәрежесін алу үшін жазылған диссертация. – Алматы, 2002. – 140 б.
3 3.Костомаров В.Г. Из наблюдений над языком газеты:
газетные заголовки // Из опыта преподавания русского
языка нерусским. – М.: Мысль, 1965. – С. 163-190.
4 4.Вейхман Г.А. Некоторые стилистические (грамматические и лексические) особенности языка
современной английской и американской прессы (на материале газетных заголовков): Автореф. дис…канд. филол. наук. – М., 1955. – 16 с.
5 5.Попов А.С. Синтаксическая структура современных
газетных заглавий и ее развитие // Развитие синтаксиса
современного русского языка. – М.: Наука,1996. – С. 96-103.
6 6.Суворов С.П. Особенности стиля английских газетных
заголовков // Язык и стиль. – М.: Мысль, 1965. – С. 181-183
7 7.Тертычный А.А. Заголовок – слово главное. – М.: Журналист, 2004. – 80 с.
8 8.Примеры из газет «The Sun», «The Telegraph», «The Times».

1 1.Dal’ V.I. Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka: v 4 t. – Spb., 1863-1866.
2 2.Қozhabekova R.T. Baspasөz betіndegі taқyryptardyң frazeologiyalanu erekshelіgі. Filologiya ғylymd. kandidaty ғylymi dәrezhesіn alu үshіn zhazylғan dissertatsiya. – Almaty, 2002. – 140 b.
3 3.Kostomarov V.G. Iz nablyudeniy nad yazykom gazety: gazetnye zagolovki // Iz opyta prepodavaniya russkogo yazyka nerusskim. – M.: Mysl’, 1965. – S. 163-190.
4 4.Veyhman G.A. Nekotorye stilisticheskie (grammaticheskie i leksicheskie) osobennosti yazyka sovremennoy angliyskoy i
amerikanskoy pressy (na materiale gazetnyh zagolovkov): Avtoref. dis…kand. filol. nauk. – M., 1955. – 16 s.
5 5.Popov A.S. Sintaksicheskaya struktura sovremennyh gazetnyh zaglaviy i ee razvitie // Razvitie sintaksisa sovremennogo russkogo yazyka. – M.: Nauka,1996. – S. 96-103.
6 6.Suvorov S.P. Osobennosti stilya angliyskih gazetnyh zagolovkov // Yazyk i stil’. – M.: Mysl’, 1965. – S. 181-183
7 7.Tertychnyj A.A. Zagolovok – slovo glavnoe. – M.: Zhurnalist, 2004. – 80 s.
8 8.Primery iz gazet «The Sun», «The Telegraph», «The Times».

Загрузки

Как цитировать

Даутова, А. Т. (2016). Заголовок как объект лингвистического исследования. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 153(1). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1742