Лингвистическая новелла о типах дистрибуции (социолингвистический подход)
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2021.v182.i2.ph10Аннотация
Статья посвящена проблеме расширительного понимания коммуникативно-грамматического терминопонятия дистрибуция. Цель статьи – уточнение понятия дистрибуции, установление параметров дистрибутивных конструктов, аффилированных к новым понятиям современной интернет-лингвопластики. Материалом исследования послужили данные интернет- и радиодискурсов. В качестве методов исследования использованы когнитивный, дистрибутивный, контекстуальный, конситуативный, культуроведческий, социолингвистический анализы, а также метод дискурсивного анализа и метод семантического дифференциала. Исследование выполнено в русле социолингвистического подхода, который позволил выделить различные типы дистрибуций, активно влияющие на формирование позитивной или негативной экологии коммуникативного акта и соответствующие ритму жизни современного русского языка. Выявлены и описаны новые типы дистрибутивных конструктов, каждый из которых проиллюстрирован примерами из современного медиадискурса. Особое внимание уделено анализу различных типов социокоммуникативных и психоэмоциональных ситуаций как одному из конструктов дистрибуции. Продемонстрированы информационная и креативная функции стиля современных масс-медиа, реализация которых обеспечивает создание словоформ для обозначения новых понятий. Проведено сопоставление лексической, грамматической и инноваторско-креативной дистрибуций, маркированных глобальной экспрессивизацией и эмоционализацией. Научная значимость проведенного исследования состоит в том, что в нем предложен нетривиальный подход к традиционному лингвистическому понятию дистрибуции, который позволил уточнить терминопонятие дистрибуции, установить параметры дистрибутивных конструктов, аффилированных к новым понятиям, возникающим в интернет- и радиодискурсах. Практическая значимость работы определяется возможностью использовать материалы и выводы исследования для дальнейших социокультурных и лингвистических исследований современных масс-медиа, составить перечень перспектив как проект будущих исследований: дисконтактная, дистантная, отложенная, отдаленная, акция, ситуация, событие, конфессия, культура, социальная среда, контекст главы / раздела / части книги, микро-/макроконтекст, вертикальный контекст всей книги, мегаконтекст, глобальный контекст. Результатом исследования является выявление и характеристика новых конструктов дистрибуций: ситуативного (в его различных разновидностях), акционального, реактивного (стимул ‘vs’ реакция), сущностного.