Мифологический пласт казахских топонимов

Авторы

  • Zh. O. Tektigul Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, Казахстан, г. Актобе http://orcid.org/0000-0002-9987-3105
  • E. A. Duzmagambetov Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, Казахстан, г. Актобе http://orcid.org/0000-0002-1043-6575
  • A. B. Bayadilova-Altybayeva Актюбинский региональный университет им. К. Жубанова, Казахстан, г. Актобе http://orcid.org/0000-0002-8594-3192

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2022.v185.i1.ph17
        106 174

Аннотация

В значениях названий местностей и рек каждого народа скрываются самые разные пласты культурной и духовной жизни, трагические события многовековой политико-социальной жизни этого этноса. Несмотря на то, что в лингвистике в целом, были опубликованы исследования по различным направлениям казахской топонимики, вопросы, расматривающие топонимов в связи с мифологическим мышлением и системой мифов этносов, населяющих эти места, до сих пор не стали объектом конкретного, всестороннего исследования. Целью научного исследования данной статьи является описание некоторых топонимов в казахском языке, в том числе топонимов мифологического характера, сочетающихся с общетюркским сакральным понятием «сакральное, святое» в значении «богатое», «женское божество». Проведение семантического и этимологического анализа состава названии Катонкарагай, Баянаул, выявление мифологической основы понятий «богиня», «женщина-богиня» в мировоззрении тюркоязычных народов, в том числе и казахского народа определяет актуальность статьи. В результате анализа были достигнуты: во-первых, познавательный уровень казахского народа исходит из древних общетюркских мифологических мировоззрений; во-вторых, общность содержания и идей мифов, общих для всего тюркского мира, т.е. общность содержания и общетюркских звуковых соответствий в характере мифического текста древнетюркских Умай – женского Бога, Богоматери; в-третьих, наша попытка по-новому обосновать отражение сакрального понятия «женский Бог» в топонимах Баянаул, Катонқарагай на основе предшествующих исследований и ранее не принятых во внимание источников определяет научную и практическую значимость работы. В исследовании использовались методы описательного, историко-сравнительного анализа. В статье мифотопонимы Казахстана и других тюркоязычных народов сравнительно анализированы на основе этимологического анализа, описанных в научно-популярной литературе и в мифотекстах древнетюркологических словарей и сопоставлены с реальными языковыми данными, а также диахронно описаны причины происхождения, формирования употреблений (композитов) «Умай», «женский Бог», «бай/богатый» (Умай, Баянаул, Катонкарагай) в качестве топонимов. Например, истоки сакральных представлений современных тюрков о женском начале в понимании «Умай ана» связаны с мифическими понятиями, вызванные таинственными чудами природы местности этносов, живших в древности, проведен исторически-сравнительный анализ причин возникновения этого типа топонимов, возникших на основе мифического (мифологического) представления народов. Ключевые слова: мифонимы, мифотопонимы, Умай, Баянаул, Катонкарагай, Катунь, Музтау

Загрузки

Как цитировать

Tektigul, Z. O., Duzmagambetov, E. A., & Bayadilova-Altybayeva, A. B. (2022). Мифологический пласт казахских топонимов. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 185(1). https://doi.org/10.26577/EJPh.2022.v185.i1.ph17