Использование заимствованных слов в языке жырау XV-XVIII вв.

Авторы

  • A. Seitbekova Институт языкознания имени А. Байтурсынова, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0003-4268-1572
  • A. Turgenbaeva Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы, http://orcid.org/0000-0002-4888-5966
  • N. Tleubayeva Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы, http://orcid.org/0000-0003-2569-0899

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2022.v187.i3.010

Аннотация

Программная статья Елбасы «Семь граней Великой степи» открывает возможность глубоко изучить с лингвистической точки зрения устное творчество казахских жырауов XV-XVIII вв. Их произведения известны оригинальными образцами создания художественного образа устной речи, отражающего духовную и культурную природу казахского народа. До сегодняшнего дня произведения жырау в основном изучались с точки зрения литературоведения, но заимствованный пласт в языке жырауов остается одним из актуальных вопросов. В связи с этим в данной статье рассматривается функциональное употребление лексических (арабских, персидских) языковых единиц в языке жырауов XV-XVIII вв. На основе методов сравнительно-исторического, сравнительно-сопоставительного, лингвостатистического, функционально-семантического анализа исследования определяются поэтические «слова доминанты» и лексические единицы, образующие семантическое поле в языке жырау. В ходе исследования сравнивается употребление лексических единиц с другими древнетюркскими письменными памятниками, произведениями народов, входящими в кипчакскую группу эпохи Золотой Орды, произведениями современных акынов и жырау, анализируется функциональное (художественная система, стилистические особенности) употребление в стихотворных строках. Также дифференцируются эксплицитные и имплицитные лексические единицы в суфийском значении. Этим исследованием определяются соотношения, особенности заимствованных слов в устном поэтическом и письменном языке. Анализируется использование арабских, персидских слов как художественно-стилистических приемов (повторы, метафоры, сравнения, параллели).

Загрузки

Опубликован

2022-09-30