Изображение погребального обряда и этнодеформация в казахской прозе
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2022.v187.i3.015Аннотация
В статье рассматриваются обычаи и традиции, связанные с похоронами, и их дефиниционный характер, которые встречаются в прозаических произведениях казахской литературы. У каждого народа есть свои обычаи, ритуалы, традиции и суеверия. Хотя каждый из этих ритуалов является общим для всех тюркских народов, однако, у каждого народа есть свои особенности. С годами некоторые традиции были деформированы и изменены. О том, какой характер они носили и как этнодеформировались, можно судить из научных исследований, из условий исполнения обычаев и традиций в художественной литературе. Кроме таких обычаев, связанных с похоронами, как прощание с умершим, последний глоток воды для умершего, сохранение и защита умершего тела, участие в обмывании покойника, панихида, погребение, существуют и такие обряды, как сообщение плохой новости, оплакивание умершего, выражение соболезнований семье умершего, а также поминальные обеды спустя семи, сорока, ста дней и одного года. В статье дается анализ значения и национальных когнитивных особенностей таких обычаев. Актуальность статьи определяется систематическими сопоставлениями через роман-эпопею М. Ауэзова «Путь Абая», в котором описывается существование и национальные традиции казахов в связи с событиями. В казахской прозе автор в нескольких эпизодах описывает, как траурная церемония продолжается в течение года.