Фольклоризмы в современных казахских, кыргызских и узбекских рассказах
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v195.i3.ph013Аннотация
В статье фольклорные мотивы в современных казахских, кыргызских и узбекских рассказах рассматриваются в контексте сравнительно-исторического, культурно-исторического и типологического методов в качестве активной художественной единицы, описывающей (пост)колониальные виды. В проанализированных рассказах суеверные запреты, связанные с культом дерева, причины соединения топонимных легенд с произведением служат интерпретации таких фольклорных образцов разнообразного постколониального значения, как мотив превращения человека в камень или гору или мифической трансформации. Если тотем из дерева в рассказах «Древо жизни» представителя узбекской литературы Муяссара Тилововой, «Божество яблони» казахской писательницы Лиры Коныса, взятые в качестве объекта исследования, определяется как архетипический образ, выражающий исторические периоды, нациоанальное мировоззрение каждого народа, то в произведениях кыргызских писателей: «Каменная невеста» Топчугуль Шайдуллаевой и «Земля» Султана Раева демонстрируется взаимная ассоциативная связь феноменов земли обетованной, родного края в сознании этноса.
В произведении казахского писателя Серика Сагынтая «Чудовище» повествуются трагические события и мучительные дни людей, ставших жертвами сталинских репрессий в карательных лагерях, предназначенных для разных национальностей (Карлаг), где морили голодом. Высоконравственность заключенных казахов, несмотря на бесчеловечные условия жизни, не потерявших своё человеческое лицо, веру, родственные отношения, любовь к своему нроду и стране – демонстриует стойкость их духа и силы воли. Рассказ С. Сагынтая «Чудовище» по своей тематике, идее и стилю считается специфическим рассказом, основанным на оплакивающий мотив о прискорбном положении казахов в Карлаге. Этимологический аспект топонима «Каменная невеста» Исажона Султона в литературоведческом аспекте всесторонне интерпретируется. В ходе разбора рассказа также проведен анализ некоторых взглядов в науке на тайны мироздания и чудо природы, рассказываемых касаемо сакральных мест. Наряду со спецификой, присущей для тюркских народов в целом, образы сакральных мест и святого дерева, родного края анализируются мистические, сакральные свойства, символико-семантическое значение святых объектов.
Ключевые слова: топонимная легенда, архетип, тотем, земля обетованная, фольклор.