Русская идея права в романе Ф. Достоевского с позиций «всечеловечности»

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v193.i1.ph13
        179 66

Аннотация

Статья посвящена русской идее права в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. Синтез аксиологии, философии, литературоведения сфокусирован на рассмотрении права в религиозно-утопическом контексте. Такой подход сделал актуальным изучение духовно-религиозной природы преступления и наказания, метафизической трактовки греха, свободы как ценности. В философском плане право, как категория правосознания обращает внимание на мировоззренческую основу преступления и связь с категорией «всечеловечность». Право, как источник преступления и возможность искупления вины объясняет философию отрицания как мировоззренческую основу преступления Раскольникова. Связь греха и свободы объясняет конфликт ценностей в сознании Раскольникова как источник бонапартизма. Трактовка Достоевским личности как носителя прав характеризует позицию писателя по отношению к славянофилам, народникам и западникам. Литературоведческий подход построен на обзоре «Дневника писателя» и научных трудов, которые характеризует исторический и публицистический контекст идеи права. Установление связи русской идеи права и категории всечеловечности являются основой изучения концепции «русского» в творчестве Достоевского, национальной идентичности и ее конструирования. Применение герменевтического, феноменологического, аксиологического методов выводят рассматриваемую проблему в область политической философии и социологии. Показано, что «всечеловечность» как проявление «русского» подразумевает у Достоевского идеализированные отношения между русскими и европейцами, отождествление русского народа с Иисусом. Такому представлению противостоит точка зрения А. Солженицына на русско-еврейский вопрос. Значимость предпринятого в статье подхода обусловлена исследованием русской философии права. Разработка писателем концепции всечеловечности, связь русской идеи права с религиозно-духовным пониманием свободы объясняют сущность аксиологической трактовки свободы и греха. Представление о русской идентичности как «всечеловеческой общности» показано писателем на примере духовного пути Раскольникова к прозрению и искуплению греха. Перспективы темы связаны с процессом конструирования идентичности, что представляет собой новый подход к изучению художественного и публицистического наследия писателя. Полученные результаты могут быть использованы в чтении курсов по истории русского классического романа, специальных курсов по теории права, философско-эстетическим основам русского реализма. Практическая значимость темы заключается в использовании методики контекстуально-интертекстуального анализа.

Ключевые слова: Достоевский, кризис ценностей, «всечеловечность», русская идентичность

Биографии авторов

K. Urazayeva, Евразийский гуманитарный институт им.А.К. Кусаинова, Казахстан, Астана

Уразаева Куралай Бибиталывна - доктор филологических наук, Евразийский гуманитарный институт им.А.К. Кусаинова (Астана, Казахстан, email: kuralay_uraz@mail.ru)

I. Mokletsova, Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, Россия, Москва

Моклецова Ирина Васильевна - доктор филологических наук, МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва, Россия, email: irvasmok@mail.ru)

U. Baiturinа, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан, Астана

Байтурина Улжан Кабиевна - доцент, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева (Астана, Казахстан, email: u.baiturina@mail.ru)

Загрузки

Как цитировать

Urazayeva, K., Mokletsova, I., & Baiturinа U. (2024). Русская идея права в романе Ф. Достоевского с позиций «всечеловечности». Вестник КазНУ. Серия филологическая, 193(1), 138–149. https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v193.i1.ph13