Русская идея права в романе Ф. Достоевского с позиций «всечеловечности»
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v193.i1.ph13Аннотация
Статья посвящена русской идее права в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. Синтез аксиологии, философии, литературоведения сфокусирован на рассмотрении права в религиозно-утопическом контексте. Такой подход сделал актуальным изучение духовно-религиозной природы преступления и наказания, метафизической трактовки греха, свободы как ценности. В философском плане право, как категория правосознания обращает внимание на мировоззренческую основу преступления и связь с категорией «всечеловечность». Право, как источник преступления и возможность искупления вины объясняет философию отрицания как мировоззренческую основу преступления Раскольникова. Связь греха и свободы объясняет конфликт ценностей в сознании Раскольникова как источник бонапартизма. Трактовка Достоевским личности как носителя прав характеризует позицию писателя по отношению к славянофилам, народникам и западникам. Литературоведческий подход построен на обзоре «Дневника писателя» и научных трудов, которые характеризует исторический и публицистический контекст идеи права. Установление связи русской идеи права и категории всечеловечности являются основой изучения концепции «русского» в творчестве Достоевского, национальной идентичности и ее конструирования. Применение герменевтического, феноменологического, аксиологического методов выводят рассматриваемую проблему в область политической философии и социологии. Показано, что «всечеловечность» как проявление «русского» подразумевает у Достоевского идеализированные отношения между русскими и европейцами, отождествление русского народа с Иисусом. Такому представлению противостоит точка зрения А. Солженицына на русско-еврейский вопрос. Значимость предпринятого в статье подхода обусловлена исследованием русской философии права. Разработка писателем концепции всечеловечности, связь русской идеи права с религиозно-духовным пониманием свободы объясняют сущность аксиологической трактовки свободы и греха. Представление о русской идентичности как «всечеловеческой общности» показано писателем на примере духовного пути Раскольникова к прозрению и искуплению греха. Перспективы темы связаны с процессом конструирования идентичности, что представляет собой новый подход к изучению художественного и публицистического наследия писателя. Полученные результаты могут быть использованы в чтении курсов по истории русского классического романа, специальных курсов по теории права, философско-эстетическим основам русского реализма. Практическая значимость темы заключается в использовании методики контекстуально-интертекстуального анализа.
Ключевые слова: Достоевский, кризис ценностей, «всечеловечность», русская идентичность