Эрративные компоненты в медиапространстве

Авторы

  • G. Amangeldiуeva Казахская национальная академия искусств имени Т.К.Жургенова, г. Алматы, Казахстан
  • R. Shakhanova Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v193.i1.ph1

Аннотация

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее время участились ошибки, допущенные билингвами-казахами в медиапространстве. По таким текстам определяется уровень культуры адресанта, их воспитание. Такое течение не оставляет равнодушным педагогов-лингвистов. Поэтому вместе со студентами первых и вторых курсов Казахской национальной академии искусств им. Т.К.Жургенова авторами был проведен проект «Ликбез», в результате которого были изучены ошибки в медиапространстве.  Цель данной работы – всесторонний анализ отклонений от нормы в русской речи. Для более подробного раскрытия  вопроса исследователи применяют понятия «девиация», «эрратология», «эрративный компонент». Термин «девиация» включает в себя отклонение от нормы системы языка,   в коммуникации, в речевой практике и занимает позицию от нормы до ошибки. Эрратология, в свою очередь, как наука об ошибках, позволяет классифицировать ошибки, квалифицировать по природе их образования, а также их коррекции. Авторами применен метод шкалирования, состоящий по нарастанию из 15 эрративных компонентов, каждый из которых включает типичные девиации и ошибки.  Настоящий метод может быть полезен в дидактике. Студенты, учавствовавшие в проекте, смогли познакомиться с различными методами: сбора материала, обработки и интерпретации материала; сравнения, сопоставления, статистическим, описательным; общенаучными методами: индуктивным, дедуктивным, типологическим, моделирования. Проведенный проект дал возможность   обучающимся найти самостоятельно ошибки в текстах, сделать их анализ, а также повторить правила правописания.

 

Ключевые слова: эрратология, девиация, эрративный компонент, билингвизм, ошибка.

Загрузки

Опубликован

2024-03-19