Эрративные компоненты в медиапространстве
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v193.i1.ph1Аннотация
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в последнее время участились ошибки, допущенные билингвами-казахами в медиапространстве. По таким текстам определяется уровень культуры адресанта, их воспитание. Такое течение не оставляет равнодушным педагогов-лингвистов. Поэтому вместе со студентами первых и вторых курсов Казахской национальной академии искусств им. Т.К.Жургенова авторами был проведен проект «Ликбез», в результате которого были изучены ошибки в медиапространстве. Цель данной работы – всесторонний анализ отклонений от нормы в русской речи. Для более подробного раскрытия вопроса исследователи применяют понятия «девиация», «эрратология», «эрративный компонент». Термин «девиация» включает в себя отклонение от нормы системы языка, в коммуникации, в речевой практике и занимает позицию от нормы до ошибки. Эрратология, в свою очередь, как наука об ошибках, позволяет классифицировать ошибки, квалифицировать по природе их образования, а также их коррекции. Авторами применен метод шкалирования, состоящий по нарастанию из 15 эрративных компонентов, каждый из которых включает типичные девиации и ошибки. Настоящий метод может быть полезен в дидактике. Студенты, учавствовавшие в проекте, смогли познакомиться с различными методами: сбора материала, обработки и интерпретации материала; сравнения, сопоставления, статистическим, описательным; общенаучными методами: индуктивным, дедуктивным, типологическим, моделирования. Проведенный проект дал возможность обучающимся найти самостоятельно ошибки в текстах, сделать их анализ, а также повторить правила правописания.
Ключевые слова: эрратология, девиация, эрративный компонент, билингвизм, ошибка.