Отражение наименований жилья на казахском языке в языковом сознании
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh202519718Аннотация
С момента появления человечества на Земле и до настоящего времени жилище является неотъемлемой частью образа жизни, и оно, несомненно, не утратит своей актуальности. В данной статье рассматриваются семантика и культурное значение названий жилищ. Жилище, являющееся важной частью образа жизни человечества, рассматривается не только как место для проживания, но и как явное отражение культуры и социальной структуры общества. В статье собраны языковые единицы, относящиеся как к древним, так и к современным наименованиям жилищ. Исследуются исторические и современные изменения в названиях жилищ на казахском языке, а также их отражение в языковом сознании. Рассматривается процесс изменения названий жилищ с древних времен до настоящего времени, а также различия между городской и сельской культурами. Названия жилищ в городской и сельской культуре были разделены на отдельные группы, и для каждой группы определены свои особенности. Также был проведен опрос среди казахских и казахскоязычных респондентов, использован метод ассоциативного анализа. Результаты исследования показали, что, несмотря на то что наименования жилищ приобрели новые формы и конструкции, их основные функции не изменились. Также были исследованы архаизмы, которые вышли из употребления, и новые современные названия жилищ, ставшие частью языкового сознания.
Жилище является не только архитектурным искусством, но и важным понятием в казахском обществе, связанным с семьей и бытом. Некоторые наименования жилищ в современном языке перестали употребляться и стали архаизмами. Одновременно было проанализировано, как новые названия жилищ, соответствующие современным требованиям, закрепляются в нашем сознании. Например, такие термины, как пентхаус, вилла, коттедж, стали ассоциироваться с большими, красивыми домами, большим семейством и богатством, образуя четкие образы в сознании людей. В связи с изменениями в цивилизации, названия жилищ были систематизированы, и для объяснения этого процесса приведены пословицы и фразеологизмы.
Ключевые слова: концепт, названия «жилья», ассоциативный эксперимент, семантика, национальное сознание, социальные ценности.