Академик А. Кайдар: языковая память как хранилище истории этноса
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v195.i3.ph08Аннотация
Вопросы когнитивной лингвистики сегодня формируют междисциплинарный аспект понимания проблем языка и человеческой физиологии в целом. Человек, будучи объектом интегрального восприятия, создает вокруг себя ядро трансформационных проекций, отождествляя не только систему научных теоретических канонов, но и их знаковую природу и прагмадискурсивность. Среди современных концептуальных подходов особый интерес в языкознании вызывает мнемическая деятельность человека, которая способствует доминированию семантических и контекстуальных составляющих в процессах хранения информации, ее запоминания и воспроизведения. Таким образом, память, как когнитивный механизм хранения словарно-логической информации, сподвиг ученых актуализировать такие понятия, как языковая память, память этническая, национальная память, память народная, историческая память и т.д. Целью данной статьи является систематизировать научные концепции известного казахского ученого, академика А. Кайдар, определяя процессы обработки и хранения знаний в числе этно-ментальных и культурно-маркированных значений. В трудах А. Кайдар языковые единицы фигурируют как с позиции диахронно-исторических суждений, так и в формате синхронно-современных толкований, выделяя роль «народной и общественной памяти» («елдің жады, қоғам жадысы») в языковой кумуляции как источник исторической информации. Особенностью ученого является обособленное восприятие и анализ лексического материала на фоне проблем этногенеза, генезиса и «мира языка» («тил алеми»), поэтому изучение «межязыковых контактов» (тілара контакт) в срезе проблем генезиса предопределило его авторский подход в вопросах языковой ассимиляции и ее результатов. Сопоставляя арабо-персидские, монгольские и русские языковые элементы в казахском языке, лингвист описал их гомогенные сходства и гетерогенные отличия, что способствовало переходу лингвистики в область межнаучных толкований в срезе идиоэтнических элементов. Чему свидетельствует активное использование автором таких понятий, как «таным»/ познание, «көзқарас»/взгляд, «қор»/фонд, «сана»/сознание, «дүниетану»/мировоззрение, «жады»/память, «зерде»/разум.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, память, хронотопия, историческое познание, историческая летопись.