Архетипические образы литературной сказки
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v196.i4.ph15Аннотация
Статья посвящена исследованию архетипических образов в жанре литературной сказки. Любое авторское произведение имеет определенный набор архетипических образов, имеющих свое особое национольное значение. Каждый образ имеет свои определенные функции, воплощающие художественные, эмоциональные, психологические, социальные и философские задачи. Эти задачи формируют конечное авторские видение, при выборе того или иного образа. Одним из таких ярких и частотных образов в казахстанской фольклористике является образ молодого неофита, мальчика или девочки, мальчик часто персонифицированный в образе плешивого – Тазша, который благополучно трансформировался и в жанр литературной сказки. Так и образы животных, являющиеся первыми персонажами сказок в целом, и аналог их повидения часто являлся и до сих пор является показательным. Автор, посредством вышеперечисленных образов выносит на поверхность «идеальную» образцовую модель подростка. Примером анализа послужили работы Гулданы Мухтарбеккызы "Тазша бала: күнді қайтару" (Мальчик Тазша: возвращение солнца), Зауре Торухановой "Амина Туран в стране номадов" и Алибек Байбол "Ормандағы жиын" (Собрание в лесу). Для раскрытия авторской интенции и функции образов использован метод постфрейдисткого анализа, метод когнитивного литературоведения позволяет выявить корреляцию между работой мозга автора/читателя и ее отражением в формальных характеристиках текста (психопоэтика – система персонажей, элементы сюжета и т.д.), а также статистический метод, используемый для выявления частотности образов.
Ключевые слова: архетипический образ, сюжет, литературная сказка, мотив, инициация, автор, бессознательность, миф.