Современные тренды и вызовы в лингводидактике
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh2025198220Аннотация
Современное образование переживает серьезные преобразованя из-за смены образовательной парадигмы и стремительного развития цифровых технологий. Экстралингвистические факторы активно проникают в различные сферы общественной жизни, включая образование, что выявляет уязвимости традиционных подходов и требует переосмысления существующих моделей обучения. Стало очевидным, что прежние методы преподавания недостаточны для подготовки функционально грамотных, креативных и адаптивных выпускников, способных успешно действовать в условиях динамичного мира.
В этих условиях перед дидактикой встает задача оперативного поиска новых, адекватных образовательных стратегий, способствующих формированию ключевых компетенций у учащихся. Особое значение приобретает интеграция информационно-коммуникационных технологий и систем искусственного интеллекта в образовательный процесс. Это требует от педагогов постоянного обновления подходов, инструментов и методик обучения.
В статье представлен анализ актуальных трендов в отечественной и зарубежной лингводидактике, связанных с переходом к новым образовательным парадигмам и активным использованием цифровых технологий. Основное внимание уделено исследованию потенциала мультимедийных платформ, ИИ-сервисов и цифровых инструментов в преподавании русского языка. Целью исследования является изучение и анализ существующих методик обучения русскому языку с интеграцией ИКТ и ИИ.
Методологическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных дидактов (А.В. Хуторской, Н.Н. Хан, Ш. Колумбаева, К.К. Жампеисова и др.). Основные результаты работы заключаются в разработке методик преподавания русского языка, включая алгоритмы проектной деятельности. Полученные результаты имеют высокую практическую значимость для онлайн- и смешанного обучения и могут быть использованы при проведении тренингов для школьных учителей и преподавателей вузов.
Ключевые слова: лингводидактика, эвристический подход, интерактивность, мобильное образование, информационно-коммуникационные технологии, системы искусственного интеллекта.