Современные тренды и вызовы в лингводидактике

Авторы

  • Д. Дюсенова Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0003-4514-9856
  • М. Мусатаева Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-1409-3151

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh2025198220
        35 2

Аннотация

Современное образование переживает серьезные преобразованя из-за смены образовательной парадигмы и стремительного развития цифровых технологий. Экстралингвистические факторы активно проникают в различные сферы общественной жизни, включая образование, что выявляет уязвимости традиционных подходов и требует переосмысления существующих моделей обучения. Стало очевидным, что прежние методы преподавания недостаточны для подготовки функционально грамотных, креативных и адаптивных выпускников, способных успешно действовать в условиях динамичного мира.

В этих условиях перед дидактикой встает задача оперативного поиска новых, адекватных образовательных стратегий, способствующих формированию ключевых компетенций у учащихся. Особое значение приобретает интеграция информационно-коммуникационных технологий и систем искусственного интеллекта в образовательный процесс. Это требует от педагогов постоянного обновления подходов, инструментов и методик обучения.

В статье представлен анализ актуальных трендов в отечественной и зарубежной лингводидактике, связанных с переходом к новым образовательным парадигмам и активным использованием цифровых технологий. Основное внимание уделено исследованию потенциала мультимедийных платформ, ИИ-сервисов и цифровых инструментов в преподавании русского языка. Целью исследования является изучение и анализ существующих методик обучения русскому языку с интеграцией ИКТ и ИИ.

Методологическую основу исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных дидактов (А.В. Хуторской, Н.Н. Хан, Ш. Колумбаева, К.К. Жампеисова и др.). Основные результаты работы заключаются в разработке методик преподавания русского языка, включая алгоритмы проектной деятельности. Полученные результаты имеют высокую практическую значимость для онлайн- и смешанного обучения и могут быть использованы при проведении тренингов для школьных учителей и преподавателей вузов.

Ключевые слова: лингводидактика, эвристический подход, интерактивность, мобильное образование, информационно-коммуникационные технологии, системы искусственного интеллекта.

Биографии авторов

Д. Дюсенова, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

Дюсенова Д.С. (корреспондент-автор)PhD докторант, кафедра русского языка и литературы, Казахского национального педагогического университета имени Абая (г. Алматы, Казахстан, e-mail: didusenova@gmail.com);

 

 

 

М. Мусатаева, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

Мусатаева М.Ш. – доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка и литературы, Казахский национальный педагогический университет имени Абая ((г. Алматы, Казахстан, e-mail:. mussatayeva@mail.ru).

 

 

 

 

Загрузки

Как цитировать

Дюсенова, Д., & Мусатаева, М. (2025). Современные тренды и вызовы в лингводидактике. Eurasian Journal of Philology Science and Education, 198(2), 215–226. https://doi.org/10.26577/EJPh2025198220

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы