Эффективность использования аудиовизуальных материалов как активного метода обучения языкам

Авторы

  • A. Омурзакова Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-9120-6199
  • С. Турбекова Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-3612-2080
  • Р. Ускенбаева Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-0401-611X

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh2025198224
        99 3

Аннотация

Цель исследования – формирование языковых и речевых компетенций студентов на уроках казахского языка с помощью аудиовизуальных материалов с развитием навыков аудирования. В ходе решения данной практической цели были определены средства аудиовизуального обучения, в том числе практическая значимость фильмов как дидактического материала; разработан комплекс учебных заданий для развития языковых и речевых компетенций студентов на уроках казахского языка.

Овладение навыками аудирования у студентов-важный этап в изучении казахского языка. Виды речевой деятельности, в частности, уровень овладения навыками аудирования и письма, могут служить объективным показателем языковой зрелости учащегося. Предлагаемые методические подходы на мотивационно-ориентированном, аналитико-синтетическом и рефлексивно-контрольном этапах работы с аудиовизуальными материалами создают условия для осознанного восприятия и точного понимания услышанной/увиденной на уроке казахского языка информации, развития устной и письменной речи студентов.

Большое разнообразие заданий, выполняемых на аналитико-синтетическом этапе анализа структурной и содержательной информации фильма и рефлексивно-контрольном этапе, способствует реализации творческого потенциала студентов как коммуникативной личности.

Задания, предложенные при работе с аудиовизуальным материалом, направлены на развитие у студента способностей к ознакомлению, обзору, критическому мышлению, информационно-поисковой информации.

Ключевые слова: аудирование, навыки, средства аудиовизуального обучения, языковая компетенция, речевая компетенция, коммуникативный подход.

Биографии авторов

A. Омурзакова, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, Казахстан, г. Алматы

Омурзакова Альфия Кенесовна (корреспондент автор) – кандидат филологических наук, Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева (г. Алматы, Казахстан, *e-mail: a.omurzakova@satbaev.university).

С. Турбекова, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Турбекова Салтанат Актайкызы – кандидат филологических наук, Казахский национальный университет имени аль-Фараби (г. Алматы, Казахстан, e-mail: sturbekova@mail.ru).

Р. Ускенбаева, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, Казахстан, г. Алматы

Ускенбаева Раузя Муталиповна – PhD, Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И. Сатпаева (г. Алматы, Казахстан, e-mail: r.uskenbayeva@satbaev.university).

Загрузки

Как цитировать

Омурзакова A., Турбекова, С., & Ускенбаева, Р. (2025). Эффективность использования аудиовизуальных материалов как активного метода обучения языкам. Eurasian Journal of Philology Science and Education, 198(2), 261–269. https://doi.org/10.26577/EJPh2025198224

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы