Принципы теории «Живого знания» в обучении языку: в контексте отечественной и мировой науки
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh2025198218Аннотация
В статье рассматривается значение теории «живого знания» Ахмета Байтурсынулы в контексте познания взаимосвязи Человека и Вселенной, а также её когнитивно-педагогический потенциал в современной образовательной парадигме. Понятия «сущностное знание» и «методическое знание», введённые в рамках данной теории, являются ключевыми категориями духовно-интеллектуального развития личности. На основе этих понятий выявляется неразрывная связь знания с жизнью, внутренним бытием человека и природой познания, что обусловливает необходимость их интеграции с современными научными парадигмами. Поясняются общие основания между теоретическими установками Ахмета Байтурсынулы и фундаментальными идеями таких учёных, как С. Хокинг, Р. Фейнман, Э. Франк, в области астрофизики, нейробиологии и квантовой физики. Исходя из этого, в работе рассматриваются пути реализации теории «живого знания» в современной системе образования, в частности в процессе преподавания казахского языка как родного. Далее анализируются положения зарубежных исследователей, рассматривающих феномен «живого знания», с привлечением философских концептов Абай Кунанбаева и Аль-Фараби в контексте триединства «Учение – Наука – Знание». Целью исследования является переосмысление содержания теории «живого знания» в русле современных научных парадигм, а также определение её гносеологического потенциала в формировании целостного познания взаимосвязи человека и вселенной. Кроме того, предлагаются научно-методические основы эффективного применения данной теории в образовательном процессе, особенно при преподавании казахского языка как родного. По результатам исследования обосновано, что теория «живого знания» Ахмета Байтурсынулы представляет собой не просто историческое наследие, а концептуальную установку, формирующую философские, психологические и методические основания современного образования.
Ключевые слова: система образования, теория «живого знания», современная наука, мировоззрение, «сущностное знание», «методическое знание».