Принципы теории «Живого знания» в обучении языку: в контексте отечественной и мировой науки

Авторы

  • Ж. Даулетбекова Казахстанско-Британский технический университет, Қазақстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0002-1862-6680
  • К. Рай Казахстанско-Британский технический университет, Қазақстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0003-1573-064X
  • A. Тазабек Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, Казахстан, г. Туркестан https://orcid.org/0000-0002-6344-4122
  • Б. Сейтова Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы https://orcid.org/0000-0003-1706-1988

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh2025198218
        25 0

Аннотация

 

В статье рассматривается значение теории «живого знания» Ахмета Байтурсынулы в контексте познания взаимосвязи Человека и Вселенной, а также её когнитивно-педагогический потенциал в современной образовательной парадигме. Понятия «сущностное знание» и «методическое знание», введённые в рамках данной теории, являются ключевыми категориями духовно-интеллектуального развития личности. На основе этих понятий выявляется неразрывная связь знания с жизнью, внутренним бытием человека и природой познания, что обусловливает необходимость их интеграции с современными научными парадигмами. Поясняются общие основания между теоретическими установками Ахмета Байтурсынулы и фундаментальными идеями таких учёных, как С. Хокинг, Р. Фейнман, Э. Франк, в области астрофизики, нейробиологии и квантовой физики. Исходя из этого, в работе рассматриваются пути реализации теории «живого знания» в современной системе образования, в частности в процессе преподавания казахского языка как родного. Далее анализируются положения зарубежных исследователей, рассматривающих феномен «живого знания», с привлечением философских концептов Абай Кунанбаева и Аль-Фараби в контексте триединства «Учение – Наука – Знание». Целью исследования является переосмысление содержания теории «живого знания» в русле современных научных парадигм, а также определение её гносеологического потенциала в формировании целостного познания взаимосвязи человека и вселенной. Кроме того, предлагаются научно-методические основы эффективного применения данной теории в образовательном процессе, особенно при преподавании казахского языка как родного. По результатам исследования обосновано, что теория «живого знания» Ахмета Байтурсынулы представляет собой не просто историческое наследие, а концептуальную установку, формирующую философские, психологические и методические основания современного образования.  

Ключевые слова: система образования, теория «живого знания», современная наука, мировоззрение, «сущностное знание», «методическое знание».

Биографии авторов

Ж. Даулетбекова, Казахстанско-Британский технический университет, Қазақстан, г. Алматы

Даулетбекова Жанат Турарбековна доктор педагогических наук, Казахстанско-Британский технический университет (г. Алматы, Казахстан, e-mail: zh.dauletbekova@mail.ru);

К. Рай, Казахстанско-Британский технический университет, Қазақстан, г. Алматы

Рай Кайрат кандидат филологических наук, Казахстанско-Британский технический университет (г. Алматы, Казахстан, e-mail: zh.dauletbekova@mail.ru);

A. Тазабек, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави, Казахстан, г. Туркестан

Тазабек Алиса Каналбековна докторант PhD, Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясауи (Казахстан, г. Туркестан, e-mail: alisa_tazabek@mail.ru);

 

Б. Сейтова, Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан, г. Алматы

Сейитова Багдагуль Балтабековна докторант PhD, Казахский национальный педагогический университет имени Абая (г. Алматы, Казахстан, e-mail: seyitova.bagdagul@mail.ru).

 

Как цитировать

Даулетбекова, Ж., Рай, Қ., Тазабек, А., & Сейтова, Б. (2025). Принципы теории «Живого знания» в обучении языку: в контексте отечественной и мировой науки. Eurasian Journal of Philology Science and Education, 198(2). https://doi.org/10.26577/EJPh2025198218

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы