Стратегии и языковые средства реализации категории вежливости в газетном тексте. Газет мәтіндеріндегі сыпайылық категориясын жүзеге асырудың стратегиялары мен тілдік құралдары.
Ключевые слова:
вежливость, позитивное лицо, негативное лицо, снижение категоричности, речевые акты извинения, сыпайылық, жағымды тұлға, жағымсыз тұлға, өтімділігін төмендетуі, кешірім сұрау фактілері,Аннотация
В статье рассматриваются стратегии и языковые средства реализации категории вежливости в газетном тексте. Указываются стратегии позитивной и негативной вежливости, предложенные различными исследователями. Автор останавливается на стилевых особенностях газетного текста, обусловивших воплощение вежливости в языке газеты. Обращается внимание на то, что указание на субъективность мнения журналиста является одним из способов снижения категоричности высказывания. Гармоничное взаимодействие не предполагает категоричность суждений коммуникантов. Отмечается, что речевые акты оправдания, извинения часто встречаются в газетном тексте. Они относятся к стратегиям негативной вежливости. Их использование связано с «заботой » об адресате и, в конечном итоге, успешной и эффективной реализацией коммуникативных намерений.Библиографические ссылки
1 Brown P., Levinson S. Politeness: Some Universals in Language Usage. – Cambridge, 1987.
2 Goffman, E. On Face-Work: an Analysis of Ritual Elements in Social Interaction // Communication in Face-to-Face Interaction.
– Harmondsworth: Penguin, 1972. – P. 319-346.
3 Газизов Р.А. Принцип вежливости в немецкой диалогической речи
(на примере максим согласия и скромности)//Вестник Челябинского
государственного университета. Филология. Искусствоведение.
– 2009. – №7. Вып. 41. –С. 13-18.
4 Ларина Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации.
Сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций.
– М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2013. – 512 с.
5 Leech J. Principals of Pragmatics. – N.Y., 1983.
6 Психолингвистические проблемы массовой коммуникации
/ отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – 147 с.
7 Карасик В.И. Язык социального статуса. – М., 2002.
2 Goffman, E. On Face-Work: an Analysis of Ritual Elements in Social Interaction // Communication in Face-to-Face Interaction.
– Harmondsworth: Penguin, 1972. – P. 319-346.
3 Газизов Р.А. Принцип вежливости в немецкой диалогической речи
(на примере максим согласия и скромности)//Вестник Челябинского
государственного университета. Филология. Искусствоведение.
– 2009. – №7. Вып. 41. –С. 13-18.
4 Ларина Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации.
Сопоставление английских и русских лингвокультурных традиций.
– М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2013. – 512 с.
5 Leech J. Principals of Pragmatics. – N.Y., 1983.
6 Психолингвистические проблемы массовой коммуникации
/ отв. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Наука, 1974. – 147 с.
7 Карасик В.И. Язык социального статуса. – М., 2002.
Загрузки
Как цитировать
Abaeva, Z. S. (2015). Стратегии и языковые средства реализации категории вежливости в газетном тексте. Газет мәтіндеріндегі сыпайылық категориясын жүзеге асырудың стратегиялары мен тілдік құралдары. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 152(6). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/836
Выпуск
Раздел
Языкознание