Философия и эстетика постмодернизма в поэме В. Ерофеева "Москва-Петушки"
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2023.v192.i4.ph12Аннотация
Постмодернизм – не просто направление в гуманитаристике новейшего времени, отрицающее саму возможность единой философской системы. Это эклектичное и сложное по комбинаторике элементов явление, повлиявшее на восприятие не только мира, но и Текста как кодовой системы этого мира. Настоящая статья – попытка осмыслить феномен постмодернизма с точки зрения философии и эстетики. Бросая диахронический взгляд на развитие идей постмодернизма, базирующихся на постструктурализме, мы попытаемся показать, как постепенно менялся подход к эстетической реальности.
Русский постмодернизм, как показывает наш анализ, развивался в собственном аутентичном контексте, преодолевая свою вторичность. Русская литература выработала новый тип героя – «взбесившегося» маленького человека, юродивого, безумца, алкоголика. Такой тип субъекта закономерен: именно сознание, подверженное аберрациям, коррелирует с идеей энропического движения мира к распаду. Чертами поэтики постмодернистского текста становится поливариантность интерпретации, пастиш, интертекстуальность, отношение к миру как к тексту, литературоцентрированность.
Материалом нашего анализа послужила поэма В. Ерофеева «Москва – Петушки». Ее герой, выступающий одновременно автором и рассказчиком текста, включен в эхокамеру текста и пытается расшатать устоявшийся мир сквозь модус самоиронии и агностицизма.
Ключевые слова: постмодернизм, эстетика, поэтика, философия, В. Ерофеев, «Москва – Петушки».