Гийом Аполлинер и французский модернистский дискурс: опыт одной интерпретации (на материале стихотворения «Mai» / «Май»). Гийом Аполлинер және франциялық модерндік дискурс: бір рет түсіндіру тәжірибесі («Mai» / «Май» өлеңінің материалына негізделген).

Авторы

  • E. A. Tarasova Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

Ключевые слова:

поэтическая информация, пейзаж, поэтический смысл, игра слов, поэзиялық ақпарат, әсем көрініс, поэзиялық мағына, сөздер ойыны,

Аннотация

В статье представлено модель интерпретации поэтического текста «Mai» / «Май» известного французского писателя-модерниста Гийома Аполлинера с опорой на теоретико-методологический аппарат когнитивной поэтики и лингвистической синергетики. Анализируются способы представления поэтической информации, обосновывается понимание текстовой реальности как виртуальной. Поэтический текст рассматривается как динамическая, нелинейная, открытая система. Автор акцентирует внимание на особенном креативном потенциале концептуального поля пейзажа в процессе актуализации поэтических смыслов течения времени и любовных отношений, представленных в стихотворении. Особое внимание уделяется рассмотрению приёма игры слов и его роли в раскрытии образных трансформаций в рамках произведения. Мақалада әйгілі модернші-жазушы Гийом Аполлинердің «Май» деп аталатын поэзиялық мәтінін когнитивтік поэзия мен лингвисттік синергетиканың теориялық және әдіснамалық аппаратына сүйенген түсіндірмесі келтірілген. Поэзиялық ақпаратты ұсыну тәсілдері талданады, мәтіндік шынайылықты виртуалдық шынайылық ретінде түсінуге негізделеді. Поэзиялық мәтін динамикалық, желілік емес, ашық жүйе ретінде қарастырылады. Автор өлеңде көрсетілген уақыт ағысы мен махаббат қатынастарының поэзиялық мағыналарын актуалдандыру барысында әсем көріністің тұжырымдамалық өрісінің ерекше креативтік әлеуетіне екпін жасайды. Туындының ауқымында бейнелі трансформацияны ашудағы сөздер ойыны мен олардың рөлдерін қарастыруға ерекше назар аударылады.

Библиографические ссылки

1 Браже Р.А. Синергетика и творчество. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. – 204 с.
2 Бодріяр Ж. Символічний обмін і смерть. – Львів: Кальварія, 2004. – 376 с.
3 Гальцова Е. Между футуризмом и модерном: двуязычное издание
Аполлинера // Иностранная литература. – 2002. – № 2. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2002/11/gal1.html (дата
обращения 25.12.2014)
4 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение:
диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. – 1992. – № 12. – С. 3-20.
5 Бєлєхова Л.І. Образний простір американської поезії: лінгвокогнітивний аспект: Дис. … д-ра філол. наук. – К., 2002. – 476 с.
6 Казарин Ю.В. Анаграмма как способ смысловыражения в поэтическом тексте // Известия Уральского университета. – 2000. – № 17. – С. 92-99.
7 Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. – М.: Флинта, 2009. – 432 с.
8 Dulong J., Tatiemzi Ng. Compredre Alcools de Guillaume Apollinaire. URL: http://www.atramenta.net/lire/comprendrealcools-de-guillaume-apollinaire/38120 (дата обращения 12.12.2014)
9 Керлот Х.Э. Словарь символов. – М.: «RELF-book», 1994. – 608 с.
10 www.cnrtl.fr/lexicographie
11 Masculin/fйminin dans la poйsie et les poйtiques du XIXe siиcle / sous rйd. de Ch. Plantй. – Lyon: Presses Universitaires de Lyon, 2002. – 517 p.
12 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвак ». – 2001. – 799 с.
13 Импрессионизм в литературе. URL: http://www.krugosvet.ru/node/32649 (дата обращения 12.12.2014)
14 Kцvecses Z. Metaphor: A Practical Introduction. – N.Y.: Oxford University Press, 2002. – 304 p.
15 Lachmann G. La Dйcoration ! Figuring the Feminine and the Writing of Mallarmй // Corps/Dйcors: Femmes, Orgie, Parodie. – Rodopi, 1999. – P. 285-302.

Загрузки

Опубликован

2016-02-09