Роль паремиологических единиц в формировании структуры художественного произведения
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2020.v177.i1.ph8Аннотация
В статье рассмотрены проблемы использования паремиологических единиц в детской
литературе и анализируются образцы детской литературы Азербайджана, созданные в начале ХХ
века. Понятие паремиологической единицы обладает широкой сферой охвата и объединяет ряд
жанров, обладающих способностью выражать мысли на уровне произведений, вмещающихся в
большие тома малочисленными словами. Отображение в письменной литературе обобщенных,
испытанных идей-паремий, являясь выражением пришедшей из фольклора традиции, способа,
содержит свои следы в литературно-художественных текстах. Хранение в художественных
образцах следов народного духа определяет позиции и мастера, и художественного
образца в истории культуры. Различной формы связи пословиц и поговорок с литературно-
художественными текстами наблюдаются во все периоды литературной истории Азербайджана.
Однако литературный процесс начала ХХ века характеризуется рядом отличительных
особенностей использования паремиологических единиц. Поэтическая структура ряда
произведений развилась, будучи построена на одной фразе, поговорке. И в создании образцов
детской литературы паремиологические единицы играли важную роль и эти нововведения,
естественно, нашли свое отражение и в образцах детской литературы. Возможности формы и
содержания фраз выполняют основную функцию в непосредственном объявлении мастерами
своих взглядов, а также играли важную роль в формировании структуры художественного
произведения. И с этой точки зрения в статье была разъяснена структурообразовательная
функция и роль паремиологических единиц в образцах детской литературы.