Авторская рефлексия в романе М. Земскова «Сектант» .

Авторы

  • Zh В. Dzhalamova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0003-4486-2692
  • B. U. Dzholdasbekova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0003-1217-4799

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2021.v181.i1.ph1

Аннотация

В статье проанализирована поэтика романа М. Земскова «Сектант», раскрыты значимые особенности и принципы нового методологического направления в литературе современности, так называемого «нового реализма». В рамках этого анализа показана типология героев «нового реализма», представленного в данном романе, большое внимание уделено эстетике изображения галереи новых героев, особенно Ивана и Давида, подвизающихся на ниве духовных поисков, в том числе и искомого сатори – просветления. Эти герои показаны писателем и раскрыты как маргиналы особого типа, находящиеся на культурном перепутье Запада и Востока, мнящие себя сверхчеловеком по ту сторону Добра и Зла, совершенно не задумывающимися перед совершением тяжкого преступления – убийства. Это особый тип современных людей с ницшеанской духовной подоплекой, ищущие в духовности Запада и Востока только личную мотивацию для культивирования своего эго. Также рассматривается вопрос о соотношении реальной личности и образа автора в литературном произведении. Особенно актуально это проявляется в автобиографической литературе, где автор и герой максимально приближены друг другу, но в большинстве случаев не идентичны. В новом литературном процессе Казахстана возникают новые художественные направления, одно из которых можно условно назвать интеллектуальным, оно отражает характерное для современной литературы усиление аналитического начала. Для таких произведений характерен рассказ от первого лица, сохраняющий особенности речи главного героя, герои остальные представлены через фокус его восприятия. Личность автора сознательно умаляется, его индивидуальность проявляется только в выборе героя, что наиболее ощутимо при наличии в произведении феномена «текста в тексте».

Загрузки

Опубликован

2021-04-13

Выпуск

Раздел

Литературоведение