Космогонический миф глазами ребенка в рассказе «Пуруша» Ильи Одегова

Авторы

  • M. M. Nurmoldaev Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы, http://orcid.org/0000-0002-3002-7357
  • A. Zh. Zhaksylykov Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы, http://orcid.org/0000-0002-0115-1244

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2021.v182.i2.ph15

Аннотация

В данной статье рассматривается рассказ Ильи Одегова «Пуруша». В нем сопоставляются космогонические мифы прототюрков и индусов с парадигмами монотеистических религий. Так получилось в генезисе человека, что в природу его психологии заложен интерес к поиску своих истоков и своего творца. Эти же «поиски» позволяют по-иному взглянуть на духовную и художественную антропологию. В произведении мастерски изображается восприятие мира глазами ребенка, верящего в сказку. С этой точки зрения в рассказе репрезентируется индуистская мифология про космического первочеловека, бытующая с незапамятных времен в горном Непале. Данный миф о Пуруше применяется не в иллюстративном, а глубоко в функциональном плане. Структура мифа в рассказе позволяет обнажить глубинные ментальные аспекты целостного детского мировосприятия, духовного в своей основе. Этот архетипический уровень и обусловлен воспитанием, и в то же время носит имманентный характер. Ребенок, спасая Пурушу (раненного человека великанского роста, травмированного камнепадом), проявляет естественную человечность. Такая спонтанность намекает на то, что каждый ребенок на таком нравственном уровне – это, по сути, Пуруша. Другой базой теоретических построений в анализе послужила история становления систем мышления в теории биосферы и синергетике. Прослеживая историю появления разных гипотез, теорий и идей относительно систем экологического мышления, авторы раскрывают тесную онтологическую связь этих учений с данным произведением И. Одегова.

Загрузки

Опубликован

2021-07-11

Выпуск

Раздел

Литературоведение