Авторская концепция характера в литературном портрете. Әдеби портреттегі авторлық тұжырымдама
Ключевые слова:
авторская концепция, литературный портрет, образ творчества, автор-повествователь, авторлық концепция, әдеби портрет, шығармашылық бейне, автор-әңгімелеушіАннотация
В статье рассматривается авторская концепция характера в литературном портрете В. Короленко. Литературный портрет воссоздает облик Чернышевского в ссылке и после нее, дает оценку целому историческому периоду в общественной жизни России. Короленко сравнивает эпоху 60-х годов с масштабом личности Чернышевского, его образ автор видит в чертах характера писателя. В литературном портрете особая роль принадлежит образу творчества Чернышевского, образу его литературной манеры, которую воссоздает Короленко. Автор на правах достоверного факта включает в повест- вование рассказ одного из ссыльных, который рассказал о постоянных чтениях Чернышевским своих произведений в кружке единомышленников. Чернышевский как писатель-публицист, автор «Что делать?», в условиях ссылки написал роман «Пролог», он не перестал верить в могущество слова, в его преобразующую, воспитывающую силу. В. Короленко в литературный портрет Чернышевского включает имя Успенского. Он литературную манеру Г. Успенского в известной мере противопоставляет художественному рационализму Чернышевского. Мақалада В. Короленконың әдеби портреттегі мінез сипатының авторлық тұжырымдамасы қарастырылады. Әдеби портрет Чернышевскийдің жер аудару және одан кейінгі бейнесін көрсетеді, Ресейдің қоғамдық өміріндегі тұтас тарихи кезеңге баға береді. Короленко 60-жылдар дәуірін Чернышевский тұлғасының ауқымымен салыстырады, оның бейнесін автор жазушы мінезінің сипатынан көреді. Әдеби портретте Короленко жасаған Чернышевский шығармашылығының бейнесіне, оның әдеби әдетінің бейнесіне ерекше мән беріледі. Автор шынайы фактілер негізінде бір жер аударылған адамның Чернышевский ниеттестер үйірмесінде үнемі өзінің шығармаларын оқығандығы туралы әңгімені қосады. Чернышевский жазушы-публицист, «Что делать?» романының авторы ретінде жер аударылған кезінде «Пролог» романын жазды, сөз күшіне, сөздің тәрбиелік мәніне сенуін тоқтатпады. В. КороленкоЧернышевскийдің әдеби портретіне Успенскийдің есімін қосады. Ол Г. Успенскийдің әдеби әдетін Чернышевскийдің көркемдік рационализмімен салыстырады.Библиографические ссылки
1 Пинаев М.Т. Н.Г. Чернышевский. Художественное творчество: Пособие для студентов. – М., 1984.
2 Короленко В.Г. Собр.соч.: В 10 т. – М.: ГИХЛ, 1955. – Т. 8.
3 Короленко В.Г. Собр. соч.: В 5 т. – М., 1974. – Т.2.
4 Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. – М., 1953. – Т. 15.
5 Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений: В 5 т. – М., 1986. – Т.4.
2 Короленко В.Г. Собр.соч.: В 10 т. – М.: ГИХЛ, 1955. – Т. 8.
3 Короленко В.Г. Собр. соч.: В 5 т. – М., 1974. – Т.2.
4 Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. – М., 1953. – Т. 15.
5 Чернышевский Н.Г. Собрание сочинений: В 5 т. – М., 1986. – Т.4.
Загрузки
Как цитировать
Bazylova B. К. (2015). Авторская концепция характера в литературном портрете. Әдеби портреттегі авторлық тұжырымдама. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 144(4). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/354
Выпуск
Раздел
Литературоведение