Лексическая семантизация концепта «Степь» в художественном произведении
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2022.v185.i1.ph8Аннотация
В статье рассматривается когнитивно-смысловой уровень художественного произведения, вербализующийся в авторском тексте через cемантическое наполнение, репрезентирующее искомый концепт. Идиостилистические особенности дескрипции концепта «степь» в классической трилогии Ильяса Есенберлина «Кочевники» (в статье анализируется текст первой книги «Заговоренный меч») отражают на основе описания неразрывной связи окружающей среды особую этническую картину мира степного народа. Путем изучения существующих теоретических положений предпринимается попытка расширить современные подходы к исследованию концепта в художественном произведении, провести корреляцию смыслового содержания понятия с денотативно-референциальной основой и концептуальной направленностью текста, что в совокупности позволяет приблизиться к пониманию универсального и уникального мира художественного текста как единого целого. Применяя когнитивно-семантический подход, который комбинирует в себе приемы традиционного семантического и концептуального анализа, рассматриваются особенности выражения концепта, его лексической семантизации и когнитивной интерпретации в рамках семантического пространства текста. Проведенный контент-анализ позволяет выделить конкретные тематические аспекты концептуализации семантического пространства, определить особо значимые категории и явления действительности, выраженные средствами языка. Предлагаемые в научной статье результаты и выводы могут служить дополнительным материалом в области лингвокогнитивных исследований для продолжения разработки дальнейших методов изучения концептосферы и семантического пространства художественного текста. Ключевые слова: Концептуальный анализ, концепт, отражательная семантика, вербализация, средства выражения.