Цветосимвол «белый» в зрительной перцепции (на материале поэтических произведений Б.М. Канапьянова)

Авторы

  • Zh. Ibrayeva Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Казахстан, г. Алматы
  • A. Maimakova Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Казахстан, г. Алматы
  • A. Baktybayeva Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова, Казахстан, г. Алматы

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v193.i1.ph5

Аннотация

В статье раскрыты теоретические и практические аспекты цветосимвола «белый» в поэтических произведениях Б.М. Канапьянова с точки зрения семиотики. Использование символики цветообозначения в творчестве Б. М. Канапьянова сугубо индивидуально в силу ряда причин, связанных с глубиной мироощущения, психических, перцептивных особенностей поэта. Рассматривая художественный мир Б.М. Канапьянова, в основе которого - творческая переработка действительности, мы актуализируем имплицитные смыслы, реконструируем ход ассоциативных мыслей поэта, имеющих связь с колористикой. Цель исследования – рассмотреть знаконоситель «белый» в зрительной перцепции, определить интерпретанту данного знаконосителя/ десигната на материале поэтических произведений Б.М. Канапьянова. Особое внимание в работе уделяется обзору ряда теоретических трудов по семиотике и цветообозначению «белый». В поэзии Б.М. Канапьянова цветовая символика имеет очень большое значение. Белый цвет для поэта означает святость, добродетельность и чистоту, что объясняет высокую частотность его употребления и, соответственно, - причину нашего обращения к знакосимволу «белый» в поэтических произведениях автора. В статье представлен опыт семиотического анализа поэтических произведений автора по интерпретанте «белый», определены перцептивно-символические способы и средства создания Бахытжаном Канапьяновым основных знаков в поэтических текстах. Подобная работа проводилась впервые, чем обусловлена несомненная новизна нашего исследования. По каждому из приведенных текстов прописаны результаты анализа, через зрительную перцепцию определены смысловые доминанты, раскрыта символика цветообозначения, что подтверждает практическую значимость проведенного исследования. Ценность работы заключается в попытке раскрыть художественный мир Б. М. Канапьянова, особенность его мироощущения и творческой переработки действительности через слова–цветонаименования и заключенные в них смыслы. Таким образом, на примере рассмотренного знаконосителя «белый» в зрительной перцепции по каждому отдельному тексту определена интерпретанта и раскрыт символический смысл, чем подтверждается, в частности, важность цветовой символики в творчестве Б. М. Канапьянова и в широм смысле - актуальность цветообозначений в современной науке.

Загрузки

Опубликован

2024-03-19