Древнейшие огузско-огурские этнолингвокультурные взаимоотношения
Аннотация
В статье авторы ставят актуальный для современной филологии вопрос о важности создания интердисциплинарной отрасли социально-гуманитарных исследований «диахроническая этнолингвокультурологическая компаративистика» в качестве методологической основы специальной комплексной научно-теоретической дисциплины. Впервые авторами представлена презентация узловых моментов в истории взаимоотношений двух основных ветвей пратюркского этнолингвокультурного континуума, условно обозначенных как огузский и огурский, а также проведена предварительная лингвистическая экспертиза этнонима «тюрк» на предмет выявления его истинного предметно-понятийного содержания. При этом авторы указывают на тот факт, что даже современные исследователи стараются дистанцироваться от проблемы этноязыковой атрибуции сообществ людей, скрывающихся за раннесредневековыми терминами турки, тюрки, туцзюэ, тюркюты и т.п.
В настоящее время профессионально подготовленным специалистам хорошо известно, что этнонимический термин «тюрк» восходит к восточноиранскому (согдийскому) этнониму turk (мн. ч. turkut / türküt, отсюда кит. tūjué / туцзюэ) «жители Турана». Туцзюэ китайских исторических источников с самого начала были отождествлены с древними тюрками, вернее – с тюркоязычными огузами, уйгурами и другими племенами, отчего пошли дальнейшие ошибочные построения в реконструкции слабо документированного раннего этапа этнолингвокультурной истории Центральной Азии. Опираясь на сведения китайских династийных хроник, авторы указывают, что в середине V в. н.э. на юго-западе Циркумгобийской историко-культурной провинции всё больший политический вес приобретают обосновавшиеся на основных торговых магистралях Великого шёлкового пути согдийские торговцы – туцзюэ китайских исторических источников.
Именно согдийцы (туцзюэ китайских источников) стали инициаторами основания Первого Тюркского каганата. В наше время в паранаучных кругах остро дискутируется вопрос тюркской или (восточно)иранской идентификации центральноазиатских популяций поздней древности и раннего средневековья. Наиболее корректным ответом на этот каверзный вопрос, по нашему твёрдому убеждению, является внятный ответ: и тюрки, и восточноиранские племена скифо-сакского круга. То есть, двойственный вопрос «или, или?» надо трансформатировать в однозначный ответ «и, и», ибо восточноиранские племена в средневековье растворились среди тюркоязычных племён, и их этническая история стала неотъемлемой частью истории Тюркского мира. Мы не сомневаемся в том, что преодолеть сложившуюся в исторической науке традицию непросто, но всё же это необходимо.