Эмотивно-оценочная лексика в языке СМИ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v193.i1.ph3
        205 185

Аннотация

Исследовательская работа направлена ​​на изучение эмотивно-оценочной лексики с антропоцентрической точки зрения и уточнение ее когнитивно-прагматического характера. Таким образом, определяется цель использования человеком языковых единиц, метод, стратегия и тактика, используемые для передачи идей. При изучении эмотивно-оценочных единиц с антропоцентрической точки зрения выявляются их когнитивно-прагматические особенности, а также определяются психологические, социальные и ментальные особенности языкового человека, использующего эмотивно-оценочные единицы в дискурсе.

В описании языковой оценки с когнитивно-коммуникативной точки зрения в основу положена ценностная система акта номинации. При описании оценки языка с когнитивно-коммуникативной точки зрения особое внимание уделяется познавательной функции человека, национально-культурным особенностям. Цель исследования заключается в уточнении антропоцентрической природы эмотивно-оценочной лексики в текстах казахстанских и зарубежных СМИ.

Проблема определения смыслового значения оценки, ее выражения в языке тесно связана с гуманитарными науками, как философия, логика, психология, этика, эстетика. Новизна исследовательской работы связана с комплексным описанием эмотивно-оценочных слов казахского языка и иноязычных материалов с лингвокультурологической, когнитивно-коммуникативной точек зрения, сопоставлением значения и функции. Будут рассмотрены языковые единицы, используемые для оценки представителями разных культур, особенности восприятия эмотивно-оценочных слов каждого народа.

Теоретическая ценность работы связана с тем, что эмотивно-оценочные слова описываются с позиций антропотопической парадигмы, комплексно рассматриваются их когнитивные, языковые, культурологические и прагматические характеристики. Результат, полученный путем сопоставления материалов на казахском, русском и английском языках, выражения эмотивно-оценочных слов в разных языках, особенностей употребления и принятия эмотивно-оценочных слов в связи с национальным своеобразием, мировоззрением, многообразием образа Вселенной в сознании каждой нации. Результаты исследований в области языкознания, сравнительного языкознания, языковой прагматики, когнитивной лингвистики, коммуникативного синтаксиса и др. можно использовать для курсов в области языкознания. В то же время он может быть использован в таких областях науки, как психосемантика, психология, этнопсихология, психоанализ, этносоциология, культурология, граничащая с лингвистикой. В то же время он может многое предложить и ученым, проводящим исследования в этом направлении, и исследователям, пишущим рефераты, курсовые, дипломные работы.

Ключевые слова: эмотивно-оценочная лексика, антропоцентрическая парадигма, денотат, коннотация, значение.

Биографии авторов

A. Absattar, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Әділ Әбсаттар (корреспондентный автор) – PhD докторант, Казахский национальный университет имени аль-Фараби (Алматы , Казахстан, email: adil@gmail.com);

G. Nesipbay, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы

Гүлдана НесипбайPhD докторант, Казахский национальный университет имени аль-Фараби (Алматы , Казахстан, email: nessipbay95@gmail.com).

Загрузки

Как цитировать

Absattar, A., & Nesipbay, G. (2024). Эмотивно-оценочная лексика в языке СМИ. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 193(1), 25–41. https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v193.i1.ph3