Этномаркерный образ фразеологизмов орнитонимов
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2024.v194.i2.ph03Аннотация
В современных лингвистических исследованиях особое внимание уделяется лингвистической природе взглядов носителя языка на возрения этнообщины на явления в мире через преемственность «язык-этнос-культура». Соответственно, мыслеобраз сформированный под подтекстом этнокультурной семантики фразеологизмов, созданных посредством орнитонимических компонентов казахского языка, основан на взаимной преемственности представлений этноса о мире птиц и реальном мире.
Цель исследования − познание различных фрагментов образа мироздания путем рассмотрения орнитонимических фразеологизмов в языке в лингвокультурном и лингвокогнитивном аспектах. Что касается научной и практической значимости исследовательской работы, то орнитонимические фраземы представляют собой лексическую единицу, включающую в себя такие сложные категории, как этнос мировоззрение, культура и менталитет. Поскольку в статье освящаются проблемы таких областей науки, как лингвокультурология, лингвокогнитология, фразеосемантика, этнолингвистика, то она способствует пополнению теоретической базы этих областей и обогащению их практического содержания.
Практические результаты исследования считается целесообразным использовать в материалах лекций по отдельному научному направлению в рамках антропоцентрической парадигмы, в курсовых и дипломных работах, в материалах самостоятельно проведенных исследований.
В ходе проведения анализа этномаркерного образа орнитонимических фразеологизмов из «Фразеологических словарей казахского языка» (И.Кенесбаев, А.Кайдар, Г.Смагулова) были собраны неразложимые обороты, созданные посредством использования орнитонимических компонентов. Собранные фразеологизмы были всесторонне изучены с применением описательных, сравнительных, пояснительных методов посредством проведения контекстуального, лингвистического и культурного анализа.
В данной научной работе специальным объектом исследования являются орнитонимические фразеологизмы, которые всесторонне рассмотрены с теоретической и практической точки зрения в рамках антропоцентрической парадигмы. Фраземы образованные при помощи сочетания орнитонимических компонентов играют значимую роль в демонстрации этнокультурного наследия на языке нации. В исследовательской работе непрерывность параллельности мира «птиц и людей» показана через описание и использование этнокультурного значения орнитонимических фразем.
Ценность и практическая значимость исследования: изучение орнитонимических словосочетаний в основном ориентировано не только на донесение наименования птиц и их иносказательных значений, а также на единство этноса, которое невозможно отделить от мира природы.
Приоритетом исследовательской работы является рассмотрение возникновения и формирования орнитонимических фразем, их культурной семантики, сферы применения и смыслового поля в различных аспектах.
В орнитонимической фразеологии аккумулируются такие признаки этноса, как характер, поведение, культура, мировоззрение, и она через языковые единицы формирует орнитонимический образ мироздания в сознании человека. Таким образом, в орнитонимических фразеологизмах проявляются самобытная национальная особенность этноса, познавательная активность образного мышления.
Ключевые слова: орнитоним, фразема, семантика, прагматика, этнос, культура, картина мира, поэтика.