Появление нулевого текста в казахской поэзии
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh2025198214Аннотация
Современная казахская поэзия претерпела значительные трансформации в области поэтической формы, обусловленные активными поисками новых художественных решений. Одним из таких направлений является тенденция к компактификации (или сокращению) литературного текста. В современной поэтической практике наряду со словесным рядом важную роль начинают играть пробелы, интервалы и лакуны, приобретающие самостоятельное поэтическое значение. Эти элементы выполняют композиционную функцию, являются частью экспериментальной поэтики. Целью исследования является анализ поэтической функции пробелов в современной казахской поэзии. Исследование основывается на методах внимательного чтения, сравнительного анализа, аналитико-синтетического подхода, на принципах рецептивной эстетики, ориентированной на взаимодействие текста и читателя. Рассматриваются произведения поэтов Магжан Жумабаев, Кошым Ногай (Байбота Серикбайулы), Гульнар Салыкбай, Ерлан Жунис и Алишер Алимжан. Согласно анализу, пробелы и интервалы в их поэзии «ломают» традиционные поэтические нормы, насыщая текст новыми смыслами, философскими измерениями. Пробелы и интервалы в поэтическом тексте могут выполнять функцию сокрытия (например, чтобы скрыть имя возлюбленного от широкой публики или преднамеренно не раскрывать имя женщины), стимулировать читательскую интерпретацию, обогащая текст множеством возможных смыслов, усиливать эмоционально-пейзажный фон произведения, особенно в контексте любовной лирики, где изображается любовь мужчины и женщины в гармонии с природной средой, включая ночной пейзаж казахской степи; они становятся средством внедрения инноваций в традиционную поэтическую систему. Подобные поэтические приёмы позволяют также зашифровывать культурные, социальные коды, например, передавать юмористический подтекст взаимоотношений между снохой и деверем посредством своеобразного «секретного» языка в рамках казахской традиции; реализовывать экспериментальные попытки визуализации детской поэзии путём формообразования (строки принимают очертания рыбы или молотка). Пробелы в тексте, также способствует передаче внутренней энергии слова, его поэтической силы — поэтической энтелехии — и может выступать в качестве символа исторической преемственности, культурной памяти и признаков глобализационных процессов, затрагивающих современную казахскую литературу. Автор статьи выражает надежду, что представленные в исследовании результаты внесут вклад в дальнейшее осмысление и глубокое изучение феномена нулевой поэтики в казахской литературе.Ключевые слова: нулевой текст, поэтика текста, казахская поэзия, экспериментальная поэзия, каллиграмма, интерпретация читателя.
Загрузки
Как цитировать
Ахметова, А. (2025). Появление нулевого текста в казахской поэзии . Eurasian Journal of Philology Science and Education, 198(2), 150–165. https://doi.org/10.26577/EJPh2025198214
Выпуск
Раздел
Литературоведение