А.А.ЗИЛЬБЕРДІҢ «БЕКЕТ» ОПЕРАСЫНДАҒЫ АЙТЫС ӨНЕРІ
Keywords:
айтыс өнері, жанрлық гетерогендік, театрлық-орындаушылық тәжірибеAbstract
В статье раскрываются особенности претворения казахского айтыса в опере «Бекет» А.Зильбера (либретто М.О.Ауэзова, 1940). Анализируется конкретная музыкально-сценическая ситуация. Композиторское воплоще- ние сцены состязания акынов оценено в сопоставлении с представленным в опере «Биржан и Сара» (1946) М.Тулебаева.References
1. «Бекет». Опера в 4-х актах, 5-ти картинах. Музыка Ал.Зильбер. Либретто М.Ауэзова. 1 кн. – I-ІІ акты. 2 кн. – ІІІ-IV акты. Рукопись. Ин. 151. – Алма-Ата, 1941-1942. – 1- 260 с., 261-460 с.
2. Казахстанская правда. 1940, 18 февраля.
3. Зильбер А. Пути использования казахской песни в опере // Казахстанская правда. 1939, 1 марта.
4. Бекет батыр // Диваев Ә. Тарту. – Алматы: Ана тілі, 1992. – Б. 97-111; Әуезов М. Әдебиет тарихы. – Алматы: Ана тілі, 1991. – 239 б.; Жұмалиев Қ.Ж. Айман – Шолпан // Қазақ эпосы мен әдебиет тарихының мәселелері. – Т.1. – Алма – Ата: ҚМКӘБ, 1958. – С. 202-220; Бердібаев Р. Тарихи жыр // Қазақ эпосы (жанрлық және стадиялық
мәселелер). – Алматы: Ғылым, 1982. – Б.185-225; История казахской литературы в трех томах. – Т.1. Казахский фольклор. – Алма-Ата: Наука, 1968. – 452 с.; Төреқұлов Н. Қазақ совет халық поэзиясының жанрлық ерекшеліктері. – Алматы: Ғылым, 1979. – 167 б.; Жакупов Е. Эпические традиции казахской героической драмы. Автореф. дисс. …
к.филол.н. – Алма-Ата, 1975. – 34 с.
5. Темирбекова А. Алмазная россыпь: (Музыкально- критические очерки, статьи). – Алма-Ата: Өнер, 1979. – 168 с.
6. Әуезов М. Бекет // Шығармалар. Он екі томдық. – Т.9. Пьесалар. – Алма-Ата: Жазушы, 1969. – Б. 285-329.
7. Янов-Яновская Н.С. «История узбекской советской музыки» и история // Сов. музыка. – 1991. – № 11. – С. 27-32.
8. Друскин М. Исследования. Воспоминания. – М.-Л.: Сов. композитор, 1977. – 269 с.
9. Чайковский П. «Пиковая дама». Опера в 3 действиях,
7 картинах. Либретто М.Чайковского по одноименной повести А.Пушкина. Переложение для пения с фортепиано. − М.: М., 1978. – С.112, 114, 195.
2. Казахстанская правда. 1940, 18 февраля.
3. Зильбер А. Пути использования казахской песни в опере // Казахстанская правда. 1939, 1 марта.
4. Бекет батыр // Диваев Ә. Тарту. – Алматы: Ана тілі, 1992. – Б. 97-111; Әуезов М. Әдебиет тарихы. – Алматы: Ана тілі, 1991. – 239 б.; Жұмалиев Қ.Ж. Айман – Шолпан // Қазақ эпосы мен әдебиет тарихының мәселелері. – Т.1. – Алма – Ата: ҚМКӘБ, 1958. – С. 202-220; Бердібаев Р. Тарихи жыр // Қазақ эпосы (жанрлық және стадиялық
мәселелер). – Алматы: Ғылым, 1982. – Б.185-225; История казахской литературы в трех томах. – Т.1. Казахский фольклор. – Алма-Ата: Наука, 1968. – 452 с.; Төреқұлов Н. Қазақ совет халық поэзиясының жанрлық ерекшеліктері. – Алматы: Ғылым, 1979. – 167 б.; Жакупов Е. Эпические традиции казахской героической драмы. Автореф. дисс. …
к.филол.н. – Алма-Ата, 1975. – 34 с.
5. Темирбекова А. Алмазная россыпь: (Музыкально- критические очерки, статьи). – Алма-Ата: Өнер, 1979. – 168 с.
6. Әуезов М. Бекет // Шығармалар. Он екі томдық. – Т.9. Пьесалар. – Алма-Ата: Жазушы, 1969. – Б. 285-329.
7. Янов-Яновская Н.С. «История узбекской советской музыки» и история // Сов. музыка. – 1991. – № 11. – С. 27-32.
8. Друскин М. Исследования. Воспоминания. – М.-Л.: Сов. композитор, 1977. – 269 с.
9. Чайковский П. «Пиковая дама». Опера в 3 действиях,
7 картинах. Либретто М.Чайковского по одноименной повести А.Пушкина. Переложение для пения с фортепиано. − М.: М., 1978. – С.112, 114, 195.
Downloads
How to Cite
Омарова, А. Қ. (2015). А.А.ЗИЛЬБЕРДІҢ «БЕКЕТ» ОПЕРАСЫНДАҒЫ АЙТЫС ӨНЕРІ. Eurasian Journal of Philology: Science and Education, 133(3). Retrieved from https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1208
Issue
Section
Culture