«Историческое кино» как жанр игрового кинематографа
Ключевые слова:
исторический жанр, историко-революционное кино, кинематограф, поджанр, национально-патриотическая тема, теория, история.Аннотация
В статье рассмотрено «Историческое кино» как жанр игрового кинематографа, его основные направления, моменты зарождения данного жанра, а так же развитие. С особым вниманием исследуется характер героя революции в кинематографе 50-х – 70-х годов. Историко-революционном жанре содружестве с кинематографистами социалистических стран, сыгравшие существенную роль в создании данного жанра. Анализируется исторический фильм в художественных поисках, смысловых задачах и эстетических взглядах – поэтапная трансформация. Историческое событие либо деятель того времени, которые показываются в кинокартинах вышеуказанного жанра. Деление игрового кинематографа на группы и дробление их на категории. Теория киножанров – сложный эволюционный путь, который был пройден начиная от простых заимствований из живописи и археологических реконструкций до системы современного киноязыка. Герой историко-революционных, историко-биографических фильмов. Основное магистральное направление советского кинематографа, в том числе казахского и центральноазиатского игрового кино.Библиографические ссылки
1 Фрейлих С.И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского: учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2007. – 512 с. – С. 41, 50.
2 Ямпольский М.Б. Кино как художественная археология. // Сеанс. – 2008. – № 33/34 [Электронный ресурс] – Режим доступа: htth//séance.rU/n/33-34/kino-kak-hudozhestvennya-arheologiya/ – С. 75.
3 Ногербек Б.Р. Экранно-фольклорные традиции в казахском игровом кино. – Алматы: RUAN, 2008. – 376 с. – С. 7.
4 Берган Р. Кино. Полная энциклопедия / пер. с англ. Т.А. Граблевской. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2008. – 512 с. – С. 115.
5 Юлий Райзмон. Размышления о жанрах. Материал подг. И. Шиловой // Кино и время. Вып.2 / НИИ теории и истории кино Госкино СССР; Редкол.: Д.С. Писаревский (отв. ред.) и др. – М.: Искусство, 1979. – 225 с.]. – С. 44.
6 Евгений Габрилович. Размышления о жанрах. Материал подг. И. Шиловой // Кино и время. Вып.2 / НИИ теории и истории кино Госкино СССР; Редкол.: Д.С. Писаревский (отв. ред.) и др. – М.: Искусство, 1979. – 225 с.]. – С. 45.
7 Митта А. Размышления о жанрах. Материал подг. И. Шиловой // Кино и время. Вып.2 / НИИ теории и истории кино Госкино СССР; Редкол.: Д.С. Писаревский (отв. ред.) и др. – М.: Искусство, 1979. – 225 с.]. – С. 48-49.
8 Макиенко М.Г. Художественное пространство и время в историческом кино: диссерт. … на соиск., ученой степени канд. философских наук: 09.00.04 – Эстетика – М.: Московский Государственный университет культуры и искусства, 2011. – 144 с. – С. 30.
9 Эйзенштейн С.М. Гордость [1940] // Избр. произв. – М.: Искусство, 1964. Т. 5. – С. 86.
10 История и теория кино: учеб. –метод. комплекс / авт.-сост. Н.П. Соколова; каф. Культурологии Тюм. Гос. акад. Культуры и искусств. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007. – 240 с. – С. 24.
11 Кино. Энциклопедический словарь. Под редакцией С. И. Юткевича. – М: Советская энциклопедия, 1986. – 640 с. – С. 156, 157.
12 Юренев Р.Н. Новаторство Советского киноискусства. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с. – С. 19.
13 Ногербек Б. Б. Эволюция и трансформация образа героя в казахском игровом кино (1930-е – 2000-е годы): диссерт. … на соиск. ученой степени доктора философии (PhD): 17.00.03 – Алматы: КазНАИ им. Т. Жургенова, 2012. – 133 с. – С. 14.
14 Краткая история советского кино. Редактор В. Рязанова. – М.: Искусство, 1969 – 616 с. – С. 273.
15 Hayden White. Historyography and Historiophoty. // The American Historical Review. – Оxford: Оxford University Press on behalf of the American Historical Association, Dec., 1988. – Vol. 93, No. 5. – Pp. 1193-1199. – PP.1195-1196.
16 Вайсфельд И.В. Наше многонациональное кино и мировой экран. – М.: Знание, 1975 – 136 с. – С. 18-19.
1 Freilich S.I. The theory of cinema from Eisenstein to Tarkovsky: a textbook for high schools. – 4th ed. – M .: Academic Project Foundation «Mir», 2007. – 512 p. – P. 41, 50.
2 Yampolsky M.Yu. Cinema as an art archeology. // Seans. – 2008. – № 33/34 [electronic resource] – Access: htth // séance. rU / n / 33-34 / kino-kak-hudozhestvennya-arheologiya / – P. 75.
3 Nogerbek B.R. Screen- folk traditions in Kazakh feature films. – Almaty: RUAN, 2008. – 376 p. – P. 7.
4 Bergan R. Cinema. Complete Encyclopedia / Tr. from English. TA Grablevsky. – M .: OOO «Publishing Astrel ‘, 2008. – 512 p. – P. 115.
5 Julius Reisman. Reflections on the genres. Material. I. Shilova // Movies and time. Issue 2 / Researching Institute of Theory and History of State cinema of the USSR; Editorial Board .: D.S. Pisarevsky (Rep. Ed.), and others. – M .: Art, 1979. – 225 p.]. – P. 44.
6 Eugene Gabrilovich. Reflections on the genres. Material. I. Shilova // Movies and time. Issue 2 / Researching Institute of Theory and History of State cinema of the USSR; Editorial Board.: D.S. Pisarevsky (Rep. Ed.), and others. – M .: Art, 1979. – 225 p.]. – P. 45.
7 Mitt A. Reflections on the genres. Material. I. Shilova // Movies and time. Issue 2 / Researching Institute of Theory and His¬tory of State cinema of the USSR; Editorial Board .: D.S. Pisarevsky (Rep. Ed.), and others. – M .: Art, 1979. – 225 p.]. – P. 48-49.
8 Makiyenko MG Artistic space and time in the historic movie: disser-. ... On comp., scientists PhD of Philosophy degree: 09.00.04 – Aesthetics – Moscow: Moscow State University of Culture and Arts, 2011. – 144 p. – P. 30.
9 Eisenstein S.E. Pride [1940] // fav. manuf. – M .: Art, 1964. T. 5. – P. 86.
10 History and Theory of Film: educational and methodological complex / aut.- compiler N.P. Sokolova; Dep. of Cult. Tyumen State Academy of Culture and Arts. – Tyumen: RIC TGAKI, 2007. – 240 p. – P. 24.
11 Cinema. Encyclopedic Dictionary. Edited by S.I. Yutkevich. – M.: Soviet Encyclopedia, 1986. – 640 p. – P. 156, 157.
12 Yurenev R.N. The innovation of the Soviet cinema. – M .: Prosveshenie, 1986. – 192 p. – P. 19.
13 Nogerbek B.B. Evolution and transformation of image of the hero in the Kazakh feature films (1930s – 2000s): disser-. ... On comp. scientists PhD of Philosophy degree: 17.00.03 – Almaty KazNAA them. T.Zhurgenov, 2012. – 133 p. – P. 14.
14 A brief history of the Soviet cinema. Editor V. Ryazanov. – M .: Art, 1969 – 616 p. – P. 273.
15 Hayden White. Historyography and Historiophoty. // The American Historical Review. – Оxford: Оxford University Press on behalf of the American Historical Association, Dec., 1988. – Vol. 93, No. 5. – Pp. 1193-1199. – PP.1195-1196.
16 Vaysfel’d IV Our multinational cinema and world screen. – M .: Knowledge, 1975 – 136 p. – P. 18-19.
2 Ямпольский М.Б. Кино как художественная археология. // Сеанс. – 2008. – № 33/34 [Электронный ресурс] – Режим доступа: htth//séance.rU/n/33-34/kino-kak-hudozhestvennya-arheologiya/ – С. 75.
3 Ногербек Б.Р. Экранно-фольклорные традиции в казахском игровом кино. – Алматы: RUAN, 2008. – 376 с. – С. 7.
4 Берган Р. Кино. Полная энциклопедия / пер. с англ. Т.А. Граблевской. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2008. – 512 с. – С. 115.
5 Юлий Райзмон. Размышления о жанрах. Материал подг. И. Шиловой // Кино и время. Вып.2 / НИИ теории и истории кино Госкино СССР; Редкол.: Д.С. Писаревский (отв. ред.) и др. – М.: Искусство, 1979. – 225 с.]. – С. 44.
6 Евгений Габрилович. Размышления о жанрах. Материал подг. И. Шиловой // Кино и время. Вып.2 / НИИ теории и истории кино Госкино СССР; Редкол.: Д.С. Писаревский (отв. ред.) и др. – М.: Искусство, 1979. – 225 с.]. – С. 45.
7 Митта А. Размышления о жанрах. Материал подг. И. Шиловой // Кино и время. Вып.2 / НИИ теории и истории кино Госкино СССР; Редкол.: Д.С. Писаревский (отв. ред.) и др. – М.: Искусство, 1979. – 225 с.]. – С. 48-49.
8 Макиенко М.Г. Художественное пространство и время в историческом кино: диссерт. … на соиск., ученой степени канд. философских наук: 09.00.04 – Эстетика – М.: Московский Государственный университет культуры и искусства, 2011. – 144 с. – С. 30.
9 Эйзенштейн С.М. Гордость [1940] // Избр. произв. – М.: Искусство, 1964. Т. 5. – С. 86.
10 История и теория кино: учеб. –метод. комплекс / авт.-сост. Н.П. Соколова; каф. Культурологии Тюм. Гос. акад. Культуры и искусств. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007. – 240 с. – С. 24.
11 Кино. Энциклопедический словарь. Под редакцией С. И. Юткевича. – М: Советская энциклопедия, 1986. – 640 с. – С. 156, 157.
12 Юренев Р.Н. Новаторство Советского киноискусства. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с. – С. 19.
13 Ногербек Б. Б. Эволюция и трансформация образа героя в казахском игровом кино (1930-е – 2000-е годы): диссерт. … на соиск. ученой степени доктора философии (PhD): 17.00.03 – Алматы: КазНАИ им. Т. Жургенова, 2012. – 133 с. – С. 14.
14 Краткая история советского кино. Редактор В. Рязанова. – М.: Искусство, 1969 – 616 с. – С. 273.
15 Hayden White. Historyography and Historiophoty. // The American Historical Review. – Оxford: Оxford University Press on behalf of the American Historical Association, Dec., 1988. – Vol. 93, No. 5. – Pp. 1193-1199. – PP.1195-1196.
16 Вайсфельд И.В. Наше многонациональное кино и мировой экран. – М.: Знание, 1975 – 136 с. – С. 18-19.
1 Freilich S.I. The theory of cinema from Eisenstein to Tarkovsky: a textbook for high schools. – 4th ed. – M .: Academic Project Foundation «Mir», 2007. – 512 p. – P. 41, 50.
2 Yampolsky M.Yu. Cinema as an art archeology. // Seans. – 2008. – № 33/34 [electronic resource] – Access: htth // séance. rU / n / 33-34 / kino-kak-hudozhestvennya-arheologiya / – P. 75.
3 Nogerbek B.R. Screen- folk traditions in Kazakh feature films. – Almaty: RUAN, 2008. – 376 p. – P. 7.
4 Bergan R. Cinema. Complete Encyclopedia / Tr. from English. TA Grablevsky. – M .: OOO «Publishing Astrel ‘, 2008. – 512 p. – P. 115.
5 Julius Reisman. Reflections on the genres. Material. I. Shilova // Movies and time. Issue 2 / Researching Institute of Theory and History of State cinema of the USSR; Editorial Board .: D.S. Pisarevsky (Rep. Ed.), and others. – M .: Art, 1979. – 225 p.]. – P. 44.
6 Eugene Gabrilovich. Reflections on the genres. Material. I. Shilova // Movies and time. Issue 2 / Researching Institute of Theory and History of State cinema of the USSR; Editorial Board.: D.S. Pisarevsky (Rep. Ed.), and others. – M .: Art, 1979. – 225 p.]. – P. 45.
7 Mitt A. Reflections on the genres. Material. I. Shilova // Movies and time. Issue 2 / Researching Institute of Theory and His¬tory of State cinema of the USSR; Editorial Board .: D.S. Pisarevsky (Rep. Ed.), and others. – M .: Art, 1979. – 225 p.]. – P. 48-49.
8 Makiyenko MG Artistic space and time in the historic movie: disser-. ... On comp., scientists PhD of Philosophy degree: 09.00.04 – Aesthetics – Moscow: Moscow State University of Culture and Arts, 2011. – 144 p. – P. 30.
9 Eisenstein S.E. Pride [1940] // fav. manuf. – M .: Art, 1964. T. 5. – P. 86.
10 History and Theory of Film: educational and methodological complex / aut.- compiler N.P. Sokolova; Dep. of Cult. Tyumen State Academy of Culture and Arts. – Tyumen: RIC TGAKI, 2007. – 240 p. – P. 24.
11 Cinema. Encyclopedic Dictionary. Edited by S.I. Yutkevich. – M.: Soviet Encyclopedia, 1986. – 640 p. – P. 156, 157.
12 Yurenev R.N. The innovation of the Soviet cinema. – M .: Prosveshenie, 1986. – 192 p. – P. 19.
13 Nogerbek B.B. Evolution and transformation of image of the hero in the Kazakh feature films (1930s – 2000s): disser-. ... On comp. scientists PhD of Philosophy degree: 17.00.03 – Almaty KazNAA them. T.Zhurgenov, 2012. – 133 p. – P. 14.
14 A brief history of the Soviet cinema. Editor V. Ryazanov. – M .: Art, 1969 – 616 p. – P. 273.
15 Hayden White. Historyography and Historiophoty. // The American Historical Review. – Оxford: Оxford University Press on behalf of the American Historical Association, Dec., 1988. – Vol. 93, No. 5. – Pp. 1193-1199. – PP.1195-1196.
16 Vaysfel’d IV Our multinational cinema and world screen. – M .: Knowledge, 1975 – 136 p. – P. 18-19.
Загрузки
Как цитировать
Машурова, А. А., & Саитова, Г. Ю. (2016). «Историческое кино» как жанр игрового кинематографа. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 156(4). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1533
Выпуск
Раздел
Культура