Развитие текста: актуальное членение и тематическая прогрессия
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2020.v178.i2.ph19Аннотация
Вопросы, связанные с организацией текста в современной лингвистике, рассматриваются с разных точек зрения. Существовавшие до сегодняшнего дня подходы к вопросам о схематической структуре, когезии и риторической организации текста помогают нам понять определенные аспекты организации текста. Статья посвящена особенностям развития значения, выявлению лингвистических и экстралингвистических факторов, обуславливающих явления семантического разделения и разветвления, определению информационных блоков на основе англоязычных художественных текстов. Любое предложение имеет в себе то, что связывает его с контекстом – с предыдущим и последующим участками текста. Cтpyктypa тeкcтa мoжeт быть пpeдcтaвлeнa кaк цeпoчкa чepeдyющиxcя тeм и peм, cвязывaющaя элeмeнты тeкcтa дpyг c дpyгoм. Тема – рематическая прогрессия, организуя предложения, объединяет их в крупные единицы и целый текст. Актуальное членение предложения – проблема, на которую лингвистика уже давно обратила внимание. Нередко в научных работах можно встретить указания на такую проблему, как отсутствие единого терминологического аппарата, так как разные исследователи по-своему определяют понятия «тема» и «рема». Изучение темы и ремы является неотъемлемой частью в изучении теории грамматики. Эти элементы играют важную роль при переводе текста с одного языка на другой и при анализе художественного текста. Так как при неправильном выборе темы и ремы в предложении может возникнуть непонимание смысла текста. Поскольку целью общения является не тема, а подача новой информации о теме с акцентированием внимания на ней, для техники построения текста представляется характерным продвижение каждого речевого акта в направлении от темы к реме. Новая информация составляет коммуникативную основу, ядро предложения. Эта часть, называвшаяся ремой, способствует углублению мысли, обеспечению слушателя, читателя новой информацией и в результате в зависимости от ситуации цели адресанта раскрывает новые признаки темы. Соответственно своему коммуникативному намерению говорящий выстраивает текст, в котором каждый элемент выполняет определенную функцию, чтобы передать информацию и добиться определенной коммуникативной цели