Мистика в казахской и турецкой прозе

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh.2022.v188.i4.016
        137 335

Аннотация

Статья посвящена исследованию мистики в казахской и зарубежной прозе. Без установления четких хронологических границ здесь рассматриваются мистические явления, использованные в казахских и турецких литературных произведениях на основе сравнительно-исторических, системных, структурных, герменевтических методов. Развитие мистических мотивов в казахской литературе происходило в основном за годы независимости, которое анализировалось на основе произведений Аскара Алтая, Таласбека Асемкулова.  Научно обосновано, что произведения Т.Асемкулова «Сокровища Бекторы», «Полдень» и А.Алтая «Прапраправнук» или «Луч, падающий на тамук» – это постмодернистские, историко-мифомистические художественные произведения. Поскольку мистика во многом была связана с религией, суевериями, а в советский период религия была запрещена, то она развивалась только после девяностых годов прошлого века. При этом, во-первых, были заново возрождены древние мистические мотивы в казахской литературе, а во-вторых, в прозе постмодернистского направления она использовалась и как художественный прием.

     А мистика в турецкой литературе напрямую связана с суфийским течением в исламе. Она восходит к произведениям известного суфия, поэта-мистика Мауланы (Джалал ад-дина Руми). Здесь, в отличие от использования мистики как художественного метода,  подразумевается построение всего произведения в мистическом плане. Божественные ценности трансцендентного мира художественно передаются метафорическим языком.

Ключевые слова: мистика, мистика, теология, философия, турецко-казахская проза, религиоведение, мифомистика

Загрузки

Как цитировать

Askarova А. S. (2023). Мистика в казахской и турецкой прозе. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 188(4), 160–170. https://doi.org/10.26577/EJPh.2022.v188.i4.016

Выпуск

Раздел

Литературоведение