Мистика в казахской и турецкой прозе
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2022.v188.i4.016Аннотация
Статья посвящена исследованию мистики в казахской и зарубежной прозе. Без установления четких хронологических границ здесь рассматриваются мистические явления, использованные в казахских и турецких литературных произведениях на основе сравнительно-исторических, системных, структурных, герменевтических методов. Развитие мистических мотивов в казахской литературе происходило в основном за годы независимости, которое анализировалось на основе произведений Аскара Алтая, Таласбека Асемкулова. Научно обосновано, что произведения Т.Асемкулова «Сокровища Бекторы», «Полдень» и А.Алтая «Прапраправнук» или «Луч, падающий на тамук» – это постмодернистские, историко-мифомистические художественные произведения. Поскольку мистика во многом была связана с религией, суевериями, а в советский период религия была запрещена, то она развивалась только после девяностых годов прошлого века. При этом, во-первых, были заново возрождены древние мистические мотивы в казахской литературе, а во-вторых, в прозе постмодернистского направления она использовалась и как художественный прием.
А мистика в турецкой литературе напрямую связана с суфийским течением в исламе. Она восходит к произведениям известного суфия, поэта-мистика Мауланы (Джалал ад-дина Руми). Здесь, в отличие от использования мистики как художественного метода, подразумевается построение всего произведения в мистическом плане. Божественные ценности трансцендентного мира художественно передаются метафорическим языком.
Ключевые слова: мистика, мистика, теология, философия, турецко-казахская проза, религиоведение, мифомистика