Функция и роль метафоры в когнитивной системе
Аннотация
В структурной лингвистике метафора получила признание как образное слово, служащее художественно-публицистическому стилю описательно-декоративным средством. Но мы не обращали особого внимания на имя образующую функцию метафоры, на то, что она является орудием, выявляющим мыслительные действия (ассоциации, стереотипы) человека через язык. Свойство метафоры раскрывать истинное мировоззрение, включающее в себя универсальное логическое знание (первобытный образ мира), стереотипное знание нации (национальный образ мира), а также базовое знание народа, эстетический вкус и др. Ясно также, что универсальное единство, представляющее собой собранное информационное знание (концептуальный образ мира), стало определяться, когда в языкознание вошла антропологическая парадигма. С этой точки зрения пристальное изучение функций метафоры и определение ее влияния на обогащение и сохранение языкового фонда было одной из объективных предпосылок нашей работы. Поэтому в статье, прежде чем определить антропологическую и культурологическую функции метафоры, мы стремились выделить ее функции в языковой системе.
В рамках структурной лингвистики словесное выражение закона сравнения метафоры ограничивалось лишь определением ее значения в языковой системе. А как формируется в системе мышления человека, знание, душевное состояние, уровень узнавания истинного мира, т. е. процессы мыслительных операций до раскрытия метафоры как языка, не изучались. Поэтому для изучения этих процессов доказано, что очень важно изучить роль и функции языковой метафоры.