Методический комментарий к учебному материалу о субстантивации причастий. Есімшелер субстантивациясы туралы оқу материалына əдістемелік түсіндірме.

Авторы

  • О. B. Altynbekova Казахский Национальный Университет имени аль - Фараби
        37 17

Ключевые слова:

общеобразовательная школа, учебник русского языка, субстантивация причастий, развитие компетенций, жалпы білім беретін мектеп, орыс тілі оқулығы, есімшені субстантивтендіру, құзыретін дамыту,

Аннотация

В статье рассматриваются методы обучения адекватному использованию в письменной и устной речи субстантивированных причастий учащимися 7-х классов общеобразовательных школ Казахстана с русским языком обучения, применяемые в базовом учебнике «Русский язык» (Алматы: Атамура, 2012). Учебный материал о процессе субстантивации – переходе причастий в класс существительных – содержит разно-уровневые задания, способствующие выработке навыков и умения проводить как лингвистический анализ текстов из классической русской и казахской литературы, сравнивая разные синтаксические функции причастий, так и правильно употреблять их в устной речи. Выводы: подобный подход к обучению морфологии современного русского языка способствует формированию и развитию не только языковой и лингвистической, но и коммуникативной и лингвокультурологической компетенций школьников, изучающих русский язык как родной. Мақалада Қазақстанның орыс тілінде оқытатын жалпы білім беретін мектептерінің 7 сынып оқушыларына «Орыс тілі» (Алматы: Атамұра, 2012) оқулығында қолданылатын субстантивтенген есімшелерді жаз- баша жəне ауызекі тілде дəл пайдалануды оқытудың əдістері қарастырылады. Субстантивация үдерісі –есімшенің зат есім сөз табына ауысуы туралы оқу материалдарын – есімшенің əр түрлі синтаксистік қызметтерін салыстыра отырып, орыс жəне қазақ классикалық əдебиетінен алынған мəтіндерге лингвистикалық талдау жүргізуге, сондай-ақ оларды ауызекі тілде дұрыс қолдана білу мен дағдыларын жаттықтыруға ықпал ететін əр деңгейлі тапсырмаларды қамтиды. Қорытынды: қазіргі орыс тілінің морфологиясын оқытуға қатысты мұндай тəсіл тілдік жəне лингвистикалық қана емес, сонымен қатар орыс тілін ана тілі ретінде оқитын оқушылардың коммуникативтік жəне лингвистикалық-мəдениеттану құзыретін қалыптастыру мен дамытуға да ықпал етеді.

Библиографические ссылки

1 Сулейменова Э.Д., Алтынбекова О.Б., Мадиева Г.Б. Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы. – 3-е изд., дораб. – Алматы: Атамұра, 2012. – 320 с.
2 Алтынбекова О.Б. Учебный материал о причастном обороте: методический комментарий – Вестн. КазНУ. Сер.филол. – 2010. – № 4–5 (128–129). – С. 304–306; Изучение действительных причастий в 7 классе школ с русским языком обучения. – Вестн. КазНУ. Сер. филол. – 2010. – № 4–5 (128–129). – С. 301–304; Методические рекомендации к изучению страдательных причастий в 7 классе. – Вестн. КазНУ. Сер. филол. – 2010. – № 4–5 (128–129). – С. 309–312; Изучение кратких страдательных причастий в 7 классе: методический комментарий. – Вестн. КазНУ. Сер. филол. – 2010. – № 4–5 (128–129). – С. 306–309; Методическая характеристика учебного материала о правописании причастий. – Вестн. КазНУ.
Сер. филол. – 2011. – № 1 (131). – С. 207–210.

Загрузки

Как цитировать

Altynbekova О. B. (2015). Методический комментарий к учебному материалу о субстантивации причастий. Есімшелер субстантивациясы туралы оқу материалына əдістемелік түсіндірме. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 139(5-6). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1289

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)