Переход на 12-летнюю модель образования в Казахстане: создание учебников русского языка.Қазақстандағы 12 жылдық білім беру моделіне көшу: орыс тілі оқулықтарын құрастыру

Авторы

  • О. B. Altynbekova Казахский национальный университет имени аль-Фараби
  • Natalya Yu. Zuyeva Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Ключевые слова:

Государственная программа развития образования, переход на 12-летнюю модель образования, учебник русского языка для 11 класса, Білім беруді дамытудың мемлекеттік бағдарламасы, 12 жылдық білім беру моделіне көшу, 11 сыныпқа арналған орыс тілі оқулығы.

Аннотация

В статье рассматриваются цели и задачи Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы по модернизации системы среднего образования – переходу на 12-летнюю модель обучения, что предполагает разработку и внедрение нового стандарта образования, основанного на компетентностном подходе. В связи с тем, что к 2015 году на 12-летнюю модель обучения будут переведены 1, 5 и 11 классы общеобразовательных школ Казахстана, перед авторскими коллективами стояла задача создать новые учебно-методические комплексы по разным предметам для этих классов общеобразовательных школ естественно-математического и общественно-гуманитарного направления. Анализируются задачи обучения русскому языку, поставленные в соответствии с Учебной программой авторами статьи в созданных ими учебно-методических комплексах для экспериментального 11 класса общественно-гуманитарного и естественно-математического направления (Алматы: Мектеп, 2013), их структура и содержание. Выводы: особенностью учебно-методических комплексов является практико- и профильно-ориентированное обучение русскому языку на текстовой основе; текстоцентрический подход к изучению языка заключается в анализе всех языковых явлений с точки зрения их функционирования в тексте; содержание учебного материала позволяет в рамках каждой темы осуществить развитие рече-коммуникативных умений посредством работы со связными письменными и устными текстами, а также систематизировать знания о языке и речи. Мақалада Қазақстан Республикасында білім беруді дамытудың 2011-2020 жылдарға арналған орта білім беру жүйесін жаңғыртып оқытудың 12 жылдық моделіне көшу жөніндегі Мемлекеттік бағдарламасының мақсаттары мен міндеттері қарастырылады, бұл біліктілік тәсіліне негізделген білім берудің жаңа стандартын әзірлеу мен енгізуге жол ашады. Осыған байланысты 2015 жылы Қазақстандағы жалпы білім беретін мектептерде 1, 5 және 11 сыныптар 12 жылдық оқыту моделіне көшірілуіне байланысты авторлық ұжым алдында жалпы білім беретін мектептердегі осы сыныптар үшін жаратылыстану-математикалық және қоғамдық- гуманитарлық бағыттағы әртүрлі пәндер бойынша жаңа оқу-әдістемелік кешендер жасау міндеттері қойылған болатын.Мақала авторларының өздері құрастырған орыс тілін оқытудың 11 сыныпқа арналған эксперименттік жаратылыстану-математикалық және қоғамдық-гуманитарлық бағыттағы Оқу бағдарламасына сай оқу-әдістемелік кешенінің міндеттері (Алматы: Мектеп, 2013), олардың құрылымы мен мазмұны талданады. Қорытынды: Оқу-әдістемелік кешеннің ерекшелігі орыс тілін мәтін негізінде тәжірибелік- және бейінді- бағдарлы оқыту болып табылады. Тілді үйренудің текстоцентрикалық тәсілі барлық тілдік құбылыстарды олардың мәтіндегі қызметі тұрғысынан талдауға негізделген. Оқу материалының мазмұны әр тақырып шеңберіне байланысты жазбаша және ауызша мәтіндермен жұмыс жүргізудің көмегімен коммуникативтік сөйлеу дағдыларды дамытуды жүзеге асыруға, сондай-ақ тіл және сөйлеу туралы білімді жүйелеуге мүмкін- дік береді.

Загрузки

Опубликован

2015-10-19

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)