Дендроним «Яблоня» как средство репрезентации поэтической картины мира Б.М. Канапьянова
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh.2022.v188.i4.017Аннотация
Компонент-дендроним яблоня/ яблоко в поэтических текстах Б.М. Канапьянова является ярким средством репрезентации поэтической картины мира автора. В данной статье поставлена цель - представить ассоциативно-образный уровень репрезентации поэтической картины мира поэта через компонет-дендроним «яблоня». Актуальность работы обусловлена отсутствием исследования по тропеическому словоупотреблению дендронима «яблоня» в поэтическом творчестве Б.М. Канапьянова. Предпринимаемый анализ осуществляется в аспекте оппозиции «универсальное – индивидуальное», понимаемой нами как устойчивое, повторяющееся в общепоэтическом языке и отражающее специфику авторского идиостиля. Практическая значимость работы обусловлена тем, что изложенные в статье материалы могут быть использованы на семинарских и лекционных занятиях по изучению современной литературы Казахстана.
Рассматривая художественный мир Б.М. Канапьянова, в основе которого - творческая переработка действительности, мы актуализируем имплицитные смыслы, реконструируем ход ассоциативных мыслей поэта, имеющих связь с дендронимом «яблоня/ яблоко».
Особое внимание в работе уделяется обзору ряда теоретических трудов по использованию «дендронима» в художественном тексте. Ценность работы заключается в попытке раскрыть художественный мир Б.М. Канапьянова, особенность его мироощущения и творческой переработки действительности через компонент-дендроним яблоня/ яблоко. В статье выявлены не только устойчивые общепоэтические ассоциации, связанные с яблоней, которые мы обозначаем как универсальные (повторяющиеся), но и индивидуальные, отражающие авторское мировидение, особенности идеостиля Б.М. Канапьянова.
Ключевые слова: поэтическая картина мира, образ, дендроним, репрезентация.