Отражение казахско-русского билингвизма в детской речи в образовании (по данным социолингвистического опроса)

Авторы

  • А. N. Akhmet Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0001-6403-657X
  • G. Sh. Akimbekova Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Казахстан, г. Алматы http://orcid.org/0000-0002-9204-1218
  • А. S. Aliaskar Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, г. Нур-Султан http://orcid.org/0000-0001-5297-6935

Аннотация

Билингвизм – одно из явлений, которое широко распространено в мире. В статье определяется усвоение казахско-русского билингвизма в детской речи. Для определения уровня овладения двуязычием был проведен социолингвистический опрос учащихся 2-х классов, обучающихся на казахском и русском языках. Всего в опросе приняли участие 31 ученик. Вопросы анкеты – 11. Они были заданы для определения уровня познавательного мышления и усвоения грамматики казахского языка детьми.

В статье также проведен обзор истории и причин становления казахско-русского билингвизма. Показаны виды двуязычия в общем языкознании и последствия овладения двумя или несколькими языками в раннем возрасте.

Были заданы вопросы такого рода как «Как часто твои родители разговаривают с тобой дома на русском\ казахском языке?», «Насколько хорошо ты понимаешь телевизионные программы или фильмы на русском\ казахском языке?», «Читать на казахском\ русском языке сложнее, чем на русском\ казахском?», «Я думаю, что важно понимать и говорить на русском / казахском языке», «Кого мы называем «қарындас»?», «Найди казахскую национальную игру», «Как называется детеныш овцы?». По результатам проведенного опроса установлено, что последствия казахско-русского двуязычия в детской речи в стране влияют на познание казахоязычного ребенка, неправильное употребление языковых единиц в казахском языке.  Также было показано, что для определения влияния грамматики русского языка в детской речи и уровня усвоения грамматики казахского языка учащимися, осваивающими казахский язык как второй язык, необходимо проведение полноценных исследований. В заключение в статье было высказано мнение, что в раннем возрасте ребенок должен обучаться только на родном языке или только на одном языке.     

Ключевые слова: билингвизм, билингвизм в детской речи, социолингвистика, когнитивная лингвистика, казахско-русский билингвизм

 

Загрузки

Опубликован

2023-07-01