Модели сакральных мест в художественном пространстве

Авторы

  • Ж. Аймухамбет Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Астана https://orcid.org/0000-0002-7061-3000
  • M. Миразова Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Астана https://orcid.org/0000-0002-0006-2741
  • A. Далелбеккызы Казахский университет технологии и бизнеса имени К. Кульжанова, Казахстан, г. Астана https://orcid.org/0000-0002-1223-1872

DOI:

https://doi.org/10.26577/EJPh2025197111
        56 13

Аннотация

В статье рассматривается форма священных мест в художественном пространстве, а также анализируются научные дисциплины иератопия и иерофания, исследующие их историко-культурные особенности. С целью раскрытия понятий иерофании и иеротопии путем сравнения определений и научных концепций исследователей приведены примеры из легенд и преданий. Иерофания рассматривает все проявления сакральных объектов в реальном мире, тогда как иеротопия изучает конкретные образы духовного бытия в человеческом сознании. Мистический характер иерофании в бытии и связь иеротопии (как продукта человеческого разума и мастерства) приводят к формированию художественных моделей священных пространств. Изначально иеротопия являлась естественным элементом бытия, а затем утвердилась как модель взаимодействия с высшим миром.

Сакральность изначально формируется в человеческом сознании естественным и бессознательным образом, а затем, по мере расширения мировоззрения в отношении высших сил и бытия, обогащается различными характеристиками. Любой мистический объект или священное место в бытии обладает уникальными чертами, определяющими его особенность. Эти черты называются «атрибутами». В статье также рассматриваются устойчивые атрибуты, связанные со священными местами в сознании человечества. Показаны функции этих атрибутов в различных древних культурах, их роль в мифологических рассказах, легендах и преданиях. Делается вывод о том, что сакральное содержание формирует художественные модели через свои проявления в мифах, сказаниях, сказках и преданиях, а также в их отражении в литературных произведениях.

Ключевые слова: художественное пространство, художественная модель, иеротопия, иерофания, атрибут.

Биографии авторов

Ж. Аймухамбет, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Астана

Аймухамбет Жанат Аскербековна доктор филологических наук, профессор (Астана, Казахстан, e-mail: a_zhanat@mail.ru);

M. Миразова, Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Казахстан, г. Астана

Миразова Маржан Нышанбековна (автор-корреспондент) старший преподаватель кафедры казахской литературы Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. (Астана, Казахстан, e-mail: m.n.mirazova@mail.ru);

A. Далелбеккызы, Казахский университет технологии и бизнеса имени К. Кульжанова, Казахстан, г. Астана

Акмарал Далелбеккызы – PhD, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Казахского государственного университета имени К. Кулажанова (Астана, Казахстан, e-mail: dalakma@mail.ru).

Загрузки

Как цитировать

Аймухамбет, Ж., Миразова, М., & Далелбеккызы A. (2025). Модели сакральных мест в художественном пространстве . Eurasian Journal of Philology Science and Education, 197(1), 124–132. https://doi.org/10.26577/EJPh2025197111