Модели сакральных мест в художественном пространстве
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh2025197111Аннотация
В статье рассматривается форма священных мест в художественном пространстве, а также анализируются научные дисциплины иератопия и иерофания, исследующие их историко-культурные особенности. С целью раскрытия понятий иерофании и иеротопии путем сравнения определений и научных концепций исследователей приведены примеры из легенд и преданий. Иерофания рассматривает все проявления сакральных объектов в реальном мире, тогда как иеротопия изучает конкретные образы духовного бытия в человеческом сознании. Мистический характер иерофании в бытии и связь иеротопии (как продукта человеческого разума и мастерства) приводят к формированию художественных моделей священных пространств. Изначально иеротопия являлась естественным элементом бытия, а затем утвердилась как модель взаимодействия с высшим миром.
Сакральность изначально формируется в человеческом сознании естественным и бессознательным образом, а затем, по мере расширения мировоззрения в отношении высших сил и бытия, обогащается различными характеристиками. Любой мистический объект или священное место в бытии обладает уникальными чертами, определяющими его особенность. Эти черты называются «атрибутами». В статье также рассматриваются устойчивые атрибуты, связанные со священными местами в сознании человечества. Показаны функции этих атрибутов в различных древних культурах, их роль в мифологических рассказах, легендах и преданиях. Делается вывод о том, что сакральное содержание формирует художественные модели через свои проявления в мифах, сказаниях, сказках и преданиях, а также в их отражении в литературных произведениях.
Ключевые слова: художественное пространство, художественная модель, иеротопия, иерофания, атрибут.