Языковая игра как способ создания привлекательного городского пространства (на материале эргонимов Астаны)
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh202519939Аннотация
Статья посвящается одному из актуальных вопросов современной лингвистики – описанию эргонимического пространства современного казахстанского мегаполиса, актуальность которого определяется двумя факторами – включенностью эргонимов в различные предметные сферы (социологии, психологии, брендинга), с одной стороны, изучением «ономастического сознания» жителя мегаполиса как способа создания привлекательного ономастического пространства – с другой. Объектом исследования являются эргонимы с элементами языковой игры, в которых реализуются различные механизмы фонетической, графической, словообразовательной, морфологической языковой игры, направленной на создание эргонима, целью которого становится привлечение внимания и создание положительного имиджа полиязычного города. Теоретико-методологической базой исследования стали работы казахстанских и зарубежных учёных, посвящённых описанию различных аспектов лингвистического ландшафта, ономастического пространства и языковой игре как лингвистическому феномену и механизму создания наименований коммерческих объектов. В статье предложено теоретическое осмысление эргонимии у зарубежных и казахстанских лингвистов, демонстрирующих эффективность данной стратегии в ономастическом пространстве казахстанского города. Актуальность предпринимаемого исследования определяется тем фактом, что предметом изучения эргонимии Астаны не был избранный аспект исследования, что позволяет увидеть особенности функционирования эргонимов с элементами языковой игры в казахстанском городе. Эмпирический материал представлен 117 эргонимами – наименованиями коммерческих объектов столицы Казахстана (кафе, рестораны быстрого питания, салоны красоты и т.д.), в которых реализуются различные механизмы фонетической, графической, словообразовательной, морфологической языковой игры. Кроме этого, предпринимается попытка определения лингвистических механизмов создания «привлекательности» городского пространства, анализируются механизмы использования языковой игры в эргонимах, а также описываются результаты ономастического «переживания» эргонимов как удачных / неудачных в языковом сознании жителя Астаны. В заключение статьи авторами делаются выводы о роли эргонимов казахстанского мегаполиса с элементами языковой игры как способе создания городского пространства, отвечающего критериям безопасности, стабильности и привлекательности полиязычного и полиэтнического мегаполиса.
Ключевые слова: эргоним, языковая игра, ономастическое городское пространство, нейминг, «привлекательность» пространства
