Художественный портрет в живописи и литературе: особенности функционирования. Кескіндеме мен əдебиеттегі көркем портреті: қалыптастыру ерекшеліктері.

Авторы

  • Zh. G. Zhanasova КазгосженПУ, г. Алматы
        33 26

Ключевые слова:

портретизация, художественный портрет,

Аннотация

В этой статье рассматривается вопрос о своеобразии функционирования и развития портрета в живописи и литературе. Портретизация является важнейшим средством художественного изображения. Структурообразующим фактором художественного портрета являются детально разработанные образы. Истинный портрет в искусстве далёк от натуралистической копии. Рисуя портрет исторического лица, художник опирается на свое поэтическое воображение. Являясь средством художественного познания действительности, портрет существует во всех видах искусства. И в каждом из них он имеет свою форму, зависящую от особенностей того или иного вида искусства, от присущих этому виду принципов и способов отображения жизни. Портрет в живописи и в литературе – это образ личности, сквозь который проступает осознанный художником облик времени. Но портрет предполагает и изображение внутреннего мира, выражение свойств, сути, души, характера человека. В данном случае под многозначным словом «образ» мы применительно к мемуаристике понимаем художественное изображение, художественное претворение реального конкретного человека особыми эстетическими средствами. Интересно и то, что первоначально слово «образ» было одним из значений слова «портрет», под которым подразумевали не только «изображение внешности и нрава, но и быта человека, схожего с ним. Таким образом, перед нами сложная, многослойная эстетическая структура. Проблемы жанровой идентификации литературного портрета позволяют судить о возможности синтетического восприятия некоторых явлений литературы, находящихся на границе различных видов искусства. Болмысты танып – білудің көркем тəсілі болғандықтан, портрет өнердің барлық түрінде кездеседі жəне олардың əр қайсысында əр өнердің ерекшеліктеріне байланысты өмірді шынайы көрсетудің ұстанымдары мен əдіс-тəсілдеріне сай өзіндік пішіні болады. Кескіндеме өнері мен əдебиеттегі портрет дегеніміз – сурет саласында жетіліп барып, уақыт ажары арқылы көрініс тапқан тұлға бейнесі. Алайда портрет адамның ішкі дүниесін, яғни мінез ерекшеліктері мен жан сұлулығын суреттейді.

Библиографические ссылки

1 Алпатов М. В. Эпохи развития портрета / М. В. Алпатов // Проблемы портрета. М., 1973. - С. 4-24.
2 Автомонов П.Ф. Очерк-портрет в современной литературе: (К проблеме изображения характера в очерке); /
П.Ф. Автомонов Автореферат дис.доктора филол. Наук. Киев, 1978. – С. 23-30.
3 Ходасевич В. Ф. Литературные статьи и воспоминания / Под ред. Н. Берберовой. Нью-Йорк, 1954. – С. 13-20.
4 Ходасевич, В. Собр. соч. / Под ред. Дж. Малмстада и Р. Хьюза. М., 1990. – С. 50-65.
5 Ходасевич, В. Ф. Жизнь Василия Травникова / В. Ф. Ходасевич // Тяжелая лира. -М: Панорама. 1991. С. 167-168.

Загрузки

Как цитировать

Zhanasova, Z. G. (2015). Художественный портрет в живописи и литературе: особенности функционирования. Кескіндеме мен əдебиеттегі көркем портреті: қалыптастыру ерекшеліктері. Вестник КазНУ. Серия филологическая, 139(5-6). извлечено от https://philart.kaznu.kz/index.php/1-FIL/article/view/1350