Сказитель миролюбия
Ключевые слова:
стихи, подчиненность, несогласие, свобода на¬ рода, поэты скорбных времен, идейно-тематический, гуманность, нравственность, добро, благодеяние, долг и обязанности для мусуль¬ манина, религиозный просветитель.Аннотация
В статье рассматривается творчество Ахыта Улимжиулы Карым сакова, который жил во второй половине ХІХ и в первой половине ХХ веков и оставил после себя огромное творческое наследие. Несколь ко томов наследия Ахыта вышли в свет в Китае, Монголии, Турции и Казахстане. Во многих своих стихах поэт выступал против подчи ненности и пел стихами о свободе своего народа. В статье эта сто рона поэта осмысливается, сравниваясь с поэтами скорбных времен. Во-первых, его стихи анализируются с идейно-тематической сторо ны и в них говорится о том, что он призывал свой отставший народ в развитии образования и науки вступать в ряды развитых стран. Сле дующая грань поэта в том, что он слагал стихи, сравнивая добро и зло, и поднимает проблему о том, как можно прославлять доброе имя человека. Иными словами, анализируется его призыв к гуманнос ти, нравственности, добру и благодеянию на конкретных примерах. Объектом анализа стали его стихи, где говорится о выполнении дол га и обязанностей для мусульманина, не нарушая правила шариата, т.е. Ахыт рассматривается в качестве религиозного просветителя.
Библиографические ссылки
2 2.Кәкішев Т. Қазақ әдебиеті сынының тарихы. – Алматы: Санат, 1994. – 448 б.
3 3.Көпбаева М. ХХ ғасыр басындағы қазақ әдебиеті тарихының мәселелері. Көмекші оқу құралы. – Шымкент, 2009. –
196 б.
1 1.Kamzabekulu D. Ruhaniat: (Makalalar men zertteuler). – Almati: Bilim, 1997. – 272 b.
2 2.Kakishev T. Kazakh adebieti sininin tarihi. – Almati: Sanat, 1994. – 448 b.
3 3.Kopbaeva M. XX gasir basindagi kazakh adebieti tarihinin maseleleri. Komekshi oku kurali. – Shimkent, 2009. – 196 b.