Этика легенд комических кюев в казахской домбровой традиции
Аннотация
Несмотря на то, что казахский кюй весьма лаконичное по временной протяженности художественное творение (от полторы минуты до 5-6 минут), пожалуй, нет тем и типов программности, которые не были бы не подвластны ему. Даже в таком малом промежутке кюй успевает неоднократно видоизменить свое содержание: начавшись, скорбно завершиться полной волевой энергии мелодией (Құрманғазы – «Кішкентай»), напротив, начавшись, радостно перейти в настроение задумчивой меланхолии (Тәттімбет – «Бес төре»), поочередное перебирание струн по традиции шертпе может смениться быстрой мелодией (Қ. Ахмедияров – «Хамаң толғау», «Күткенде»). Поэтому цель предлагаемой статьи – рассмотреть кюи, в которых слово выступает одним из средств создания шуточной ситуации и соотношение кюя и легенды как целостного художественного синтеза.