К вопросу о формировании читательской грамотности студентов как будущих учителей-предметников
DOI:
https://doi.org/10.26577/EJPh-2019-4-ph25Аннотация
Настоящая статья посвящена актуальному вопросу о состоянии читательской
грамотности в современном обществе. В связи с этим перед высшей школой стоит важная
задача – формирование читательской грамотности будущих учителей-предметников, изучающих
русский язык как неродной, что и находит отражение в исследуемом материале.
В статье анализируются понятия и смысловое содержание таких терминов, как «читательская
грамотность», «читательская компетентность» и «культура чтения».
Тема о формировании читательской грамотности студентов-нефилологов авторами данной
статьи предлагается на основе работы с учебным научным текстом. Ведь текст, представляя
собой важный коммуникативный акт письменного речевого общения, способствует развитию
и совершенствованию различных читательских умений и навыков, способности к пониманию и
осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных
целей, развития знаний и возможностей, ориентированных не только на профессиональное
обучение, но и на гармонично развитую личность.
На материале учебных пособий по русскому языку, предназначенных для будущих
учителей–предметников, приводятся примеры работы с учебным научным текстом по
развитию и совершенствованию навыков формирования читательской грамотности не только
с использованием традиционных форм работы, но и заданий, направленных на инновационные
технологии обучения, в сфере профессионально-ориентированного обучения. В заключение
делается вывод о том, что формирование навыков и умений читательской грамотности направлено
как на совершенствование профессиональных компетенций, так и на развитие общекультурных
компетенций молодого поколения.